rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Самый маленький телевизор

В конце прошлого года телепередачи на экране мобильника хотя бы иногда смотрели всего 0,68% пользователей мобильной связи в мире. Российский «Мегафон», предложивший мобильное ТВ столичным абонентам еще в 2004 г., заинтересовал лишь 1% из них. Почему же аналитики в один голос пророчат этой услуге большое будущее?
Аналитические компании оценивают количество людей, хотя бы иногда использовавших свои мобильные телефоны для просмотра ТВ, в 20 млн (данные TeleAnalytics) — 30 млн (данные In-Stat) на конец 2007 г. Это мизер в сравнении с общим количеством сотовых абонентов — их сейчас, по данным международной ассоциации GSM и CDMA Development Group, около 3,4 млрд. Но, как говорится, мелочь, а приятно. Приятные эмоции в данном случае испытывают операторы, сумевшие заинтересовать своих абонентов мобильным телевидением. Ведь счета, которые они выставляют таким пользователям, как правило, заметно выше среднестатистического абонентского счета (ARPU).

Всего, по данным Ericsson, в мире сейчас действует более 120 мобильных видеосетей разных стандартов, из них около 100 доступны абонентам сотовой связи.

Телевидение в миниатюре

Подобно большинству нетрадиционных услуг мобильной связи, мобильное ТВ первым делом начало развиваться в странах Азии — Японии и Корее. На руках у японцев, по данным In-Stat, которые приводит газета Herald Tribune, примерно 20 млн трубок с встроенными телеприемниками, т. е. такими аппаратами пользуются примерно 19% всех японских сотовых абонентов. У жителей Южной Кореи их 8,2 млн (18,4%). Ни в той ни в другой стране на мобильное ТВ не нужно подписываться и вносить ежемесячную плату — достаточно просто включить телеканал. А уж оператор позаботится о том, чтобы списать с вас деньги за просмотр.

Из европейцев наиболее прогрессивными оказались итальянцы. В 2006 г. 3 Italy запустила ТВ для мобильных телефонов, и сейчас телепередачи смотрят примерно 800 000 человек (около 10% абонентов). В остальных странах мобильное телевидение, как правило, — нишевая услуга, которой пользуются в лучшем случае 1% сотовых абонентов.

Почему? Одна из причин: телевещание требует высокой пропускной способности каналов, в идеале — от 2 Мбит/с. Такую скорость обеспечивают технологии мобильной связи третьего поколения (3G), и тем не менее при просмотре ТВ могут тормозить другие услуги. Не случайно мобильное ТВ наиболее популярно там, где видеоконтент не пересылается по сотовой сети, а транслируется на телефон в режиме потокового вещания с независимых передатчиков. Иными словами, оператор строит дополнительную вещательную сеть.

Другая причина: смотреть телепередачи на экране телефона, пусть даже большого коммуникатора, неудобно. Корреспондент «Ведомостей» убедился в этом на собственном опыте, тестируя в 2007 г. сервис мобильного ТВ в одной из шведских сотовых сетей 3G. Небольшой размер дисплея вкупе с высокой степенью сжатия практически исключают возможность разглядеть мелкие детали — к примеру, мяч на футбольном поле. Недаром первое знакомство британских абонентов сотовой сети «3» с мобильным телевидением оказалось неудачным, ведь та сделала ставку на трансляцию избранных моментов футбольных матчей.

Еще несколько сдерживающих факторов выявила в своем исследовании рынка мобильного ТВ Ericsson. Это сложные конфигурации и настройки мобильных устройств, в которых пользователь не всегда в силах разобраться; недостаточно высокое качество изображения (частота обновления кадров значительно ниже, чем в традиционном телевидении); частые опасения абонентов, что за просмотр ТВ им будет выставлен высокий счет; резко возрастающее энергопотребление телефонов, работающих в режиме приема телесигнала (соответственно, батарея быстрее разряжается); и не в последнюю очередь — наличие мощного конкурента в лице интернета с его интерактивными видеосервисами.

Нужно присмотреться

В нашей стране мобильное ТВ еще только зарождается. Тестируют подобные сервисы все крупнейшие операторы сотовой связи, но абонентам эту услугу предоставляет пока только «Мегафон». В 2004 г. мобильное ТВ от «Мегафона» стало доступно в Москве, а год спустя — на Северном Кавказе и Северо-Западе.

Первоначально оператор адресовал сервис бизнес-абонентам и обеспеченной молодежи: им предлагались каналы Rambler TV, «РБК-ТВ», «Муз-ТВ» и Neo TV в режиме реального времени плюс записи сюжетов, клипов и т. д. Тарифицировалась услуга на базе ежемесячной абонплаты — $19 в месяц (плюс НДС). При этом трансляция каналов велась при помощи сравнительно «медленной» технологии передачи данных GPRS (предел — 171,2 кбит/с), в результате такое «телевидение» больше напоминало слайд-шоу.

В ноябре 2007 г. абонплата за неограниченный просмотр ТВ снизилась до 240 руб. (с учетом НДС). Платить можно и за минуты просмотра, но подавляющее большинство пользователей мобильного ТВ — подписчики безлимитного тарифа, говорит директор по развитию бизнеса «Мегафон-Москва» Василий Кузичев. Качество сервиса также подтянулось: на смену GPRS пришла более высокоскоростная технология EDGE (до 384 кбит/с). Сейчас московский «Мегафон» транслирует 10 каналов: информационный «Вести 24», деловой «РБК-ТВ», православный «Спас», развлекательные ТНТ, «Рен ТВ», Travel TV, FashionTV, Word Fashion Channel, World Music Channel и «Муз-ТВ». Чем более высокоскоростная технология доступна для телефона, тем выше качество картинки, объясняет Кузичев. Например, в Петербурге, где с октября 2007 г. работает сеть 3G, построенная на базе технологии HSDPA (предельная скорость — 3,6 Мбит/с), это полноценное телевидение. Тем не менее мобильным ТВ пока заинтересовалось небольшое количество абонентов «Мегафона». В Москве, например, более или менее постоянно услугой пользуются, по словам Кузичева, «десятки тысяч» человек — около 1% всех столичных абонентов компании. В среднем каждый зритель тратит на просмотр 25 минут в месяц, добавляет он.

В других странах, где мобильное ТВ уже работает, пользователи уделяют ему, по данным Ericsson, в среднем 3-25 минут в день; причем 30-40% всех просмотров длятся менее пяти минут.

В начале мая о завершении тестирования мобильного ТВ в петербургской сети 3G (пока не действующей в коммерческом режиме) сообщила МТС. Компания рассчитывает, что через год после запуска услуг мобильного ТВ ими будет пользоваться «до 10%» абонентов 3G-сетей. При этом к 2011 г. МТС надеется привлечь в 3G 11 млн пользователей. Помимо трансляции телеканалов, оператор планирует оказывать интерактивные видеоуслуги — например, See me on TV (позволяет вывести видеозвонок на экран телевизора; может использоваться, в частности, в интерактивных телешоу), Site Cam (вывод на экран телефона изображений с интерактивных веб-камер; позволяет изучить, например, загруженность дорог), «видео по заказу». МТС тестирует не только ТВ на базе 3G-сети, но и технологию прямого вещания DVB-H. Эти технологии «органично дополняют друг друга: мобильное ТВ в сетях 3G позволит предоставлять абонентам персонализированные сервисы и более персонализированный контент, DVB-H позволяет максимально эффективно распределять нагрузку на сеть, не имеет ограничений на максимальное количество активных абонентов», говорится в материалах МТС.

Большие надежды

Тем не менее аналитики обещают мобильному ТВ хорошие перспективы. Pyramid Research ожидает: уже в 2010 г. смотреть телепередачи на экранах телефонов будут 122-170 млн пользователей, а доходы операторов от этих сервисов составят $16-29 млрд. In-Stat прогнозирует, что в 2011 г. мобильных телезрителей будет около 125 млн, хотя рынок оценивает значительно осторожнее — $12 млрд к 2012 г.

Развитие мобильного ТВ — в интересах и абонентов, и операторов, считают эксперты Ericsson. Недавние исследования Accenture показали: во всем мире телезрители ожидают появления новых способов доставки видеоконтента и устройств, которые позволили бы им смотреть те программы, которые они хотят, в удобное время. МТС, ссылаясь на результаты исследований проектной группы ВМСО, утверждает: 77,8% опрошенных этой группой европейцев считают, что иметь доступ к телеканалам с мобильника — «отличная идея». При этом сотовые абоненты, по данным Ericsson, готовы платить $10-15 в месяц за неограниченный просмотр телеканалов на экране мобильного телефона (заказ видео при этом может тарифицироваться отдельно).

Это дает операторам шанс заработать дополнительные деньги. Для российских операторов это цель вполне актуальная: хотя их ARPU от квартала к кварталу растет, но все меньшими темпами. Если во II квартале 2007 г. темпы роста среднего счета на абонента по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. у МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» составили 16%, 30% и 18% соответственно, то в III квартале ARPU МТС и «Мегафона» прибавил лишь 10%, а «Вымпелкома» — 20%. А в IV квартале темпы роста еще снизились, составив 9% у МТС с «Мегафоном» и 15% у «Вымпелкома» (данные MForum Analytics).

Но всего этого недостаточно для успешного развития мобильного ТВ. Нужен еще и контент, желательно — адаптированный для просмотра на небольших устройствах в течение непродолжительного времени. Идеальный формат для мобильного ТВ — короткометражные фильмы или ролики, снятые преимущественно крупным планом.

В этом формате пока работает немного теле- и киностудий и каналов. В частности, это Discovery и BBC. В России разработкой контента для мобильного ТВ занимается, в частности, «Стрим-контент», входящая в холдинг «Система масс-медиа» (СММ). Именно с СММ сотрудничает МТС, тестируя мобильное ТВ (обе подконтрольны АФК «Система»). «Стрим-контент» разработала несколько собственных форматов каналов, которые возможны для вещания в мобильном режиме, рассказал ее гендиректор Николай Зацепин. Кроме того, компания заключила соглашения с рядом российских и западных правообладателей для ретрансляции их каналов на мобильных устройствах. Но говорить о каналах, выпущенных специально для использования на мобильных устройствах, Зацепин считает преждевременным: «Денег в этом сегменте рынка пока нет ни от абонентов, ни от рекламодателей, создание таких эксклюзивных каналов может быть оправдано только имиджевой составляющей».

Спешить с запуском производства каналов для мобильника не стоит, согласен гендиректор телекомпании «Новый выбор» Александр Камынин (выпускает платные каналы «Совершенно секретно» и «Парк развлечений»). Пока нет коммерческих сетей мобильного ТВ, нет и рынка для сбыта такого контента, объясняет он. Кроме того, контент для мобильного ТВ очень ограничен тематически — в основном это новости, спорт, музыкальные клипы, детские мультфильмы. И парадокс в том, что аудитории, на которые такие каналы могут быть нацелены, в большинстве своем не самые платежеспособные, рассуждает Камынин. Единственное исключение — предприниматели: они могли бы заинтересоваться мобильными видеоновостями, но у них и без того нет недостатка в информации, отмечает он.
 
Игорь Цуканов

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода