Сборочное производство в России: инструкция по применению

Россия делает ставку на цифровую экономику, а это значит, что отечественным предприятиям будет нужно все больше разнообразного высокотехнологичного оборудования. При стратегии импортозамещения разумно производить такое оборудование внутри страны, однако запускать для этого собственный завод нет необходимости – ведь существует аутсорсинг. В том, как организован этот процесс контрактной сборки, помогает разобраться Мария Савельева, директор по логистике и внешним коммуникациям компании TPV CIS.

- С чего нужно начинать, когда встает необходимость выбрать производителя высокотехнологичного оборудования?

- Сначала нужно понять, что есть несколько типов сборочных производств. Есть компании, практикующие полный цикл. Это гигантские холдинги, в которых делается все – от разработки до производства и продаж. По этой модели работает, например, сильно поддерживаемый государством корейский Samsung.  И брать заказы на изготовление товара «со стороны» они не будут. Тем не менее часть своих продуктов в других регионах, где они физически не представлены или это более выгодно, они передают внешним сборщикам – таким как TPV.

Вторая категория – чистые «контрактники». Аутсорсинг производства (или так называемое контрактное производство) существует давно. Таких предприятий целая плеяда, но в основном этот бизнес пошел из США. Американцы придумали такой подход к бизнесу: собственник бренда имеет в своем штате дизайнеров, но при этом не хочет тратить силы на производство, потому что это не его компетенция. Такие компании – тот же Dell или HP – передают свое производство полностью аутсорсинговой организации. С начала 90-х это отдельная отрасль, особенностями которой является жесточайшая конкуренция и очень низкая доля прибыли. Такая ситуация существует во всем мире, и Россия не исключение.    

Эти компании не имеют собственных брендов вообще, они принимают только внешние заказы и специализируются на двух процессах: закупке материалов в глобальном масштабе по оптимальным ценам и изготовлении из этих материалов продукции под брендом собственника. Таких контрактных компаний много, в России всего одна.

Третья категория – компании смешанного типа, которые специализируются на каком-то сегменте. TPV – типичный представитель смешанной бизнес-модели: контрактное производство, но в области мониторно-панельной техники.

- Таким образом, для заказчика открыты лишь два варианта – либо полностью контрактное производство, либо сборочное производство смешанного типа – в зависимости от специализации. Зависит ли выбор от размера заказчика?

- Да, все верно. Что же касается размера, то такая специфика, разумеется, тоже есть. TPV, к примеру, не работает с мелкими заказами.

- Что для вас «мелкий заказ»?

Есть такой параметр – NPI (new product introduction) или запуск в производство новой модели. Это пошаговый процесс подготовки технологии сборки инженерной командой завода. Он регламентирован, и если ты хочешь достигнуть стабильного уровня качества, нельзя убирать какие-либо этапы – то есть искусственно снижать стоимость. Так вот этот процесс обходится дорого.

Если речь идет о заказе техники с диагональю 32-43 дюйма (так называемый средний дюйм) меньше 5000 штук, то запуск в производство малосерийного заказа для данных моделей на нашем производстве экономически никогда не оправдается. В Петербурге большие фиксированные издержки, связанные с ценой аренды, электричества, себестоимостью труда и т.д. Мы можем такие заказы взять только в том случае, если совокупный пакет заказов достаточно велик. Ведь есть еще административная сторона заказа: организация сделки, выделение персонала под сделку.

Мелкосерийный заказ – это специализация сборочных предприятий Калининграда, потому что у них другая бизнес-модель и они не являются частью огромной корпорации, где надо соблюдать глобальные правила. Собственник же маленького калининградского предприятия свободен в своих решениях и принимает на себя риски «выхода в минус» индивидуально.

Мы же должны согласовывать сделки. То есть мы можем взять маленький заказ, но под банковские гарантии и т.п. Однако пока желающих «играть» в финансовые инструменты на российском рынке я не видела.

- Т.е. до прихода на предприятие заказчику надо определить, потянет ли он такую финансовую нагрузку прямо сейчас, да?

- Конечно – это грамотный подход. И это не все. Для того, чтоб собрать телевизор, нужно закупить комплектующие, довезти их и собрать. И каждая задача имеет свою специфику.

Купить комплектующие в России нельзя – только за рубежом, чаще всего в Китае. Нужно договориться с производителем комплектующих, а у многих китайских фабрик тоже есть ограничения по минимальной партии. При этом в большинстве случаев китайские фабрики работают по предоплате. Так что для запуска проекта на момент размещения заказа нужно иметь как минимум 25% живых денег от его общей стоимости.

Основной принцип TPV – не рисковать своими деньгами. Мы можем предложить решение, выступить «банком», но это будет стоить для клиента дополнительных денег. Ведь совокупная стоимость телевизора включает многое – от затрат на получение «банковских гарантий» до администрирования поездок коммерческого специалиста в Китай. Так что наш типичный клиент сам является импортером, а мы только оказываем услуги по сборке и логистике.

- Получается, поставками занимается заказчик?

- Есть разные заказчики. Очень небольшие обычно просят все сделать под ключ и не хотят глубоко погружаться в детали производства телевизоров. Такому заказчику, скорее всего, продадут дженерик-телевизор, который продают всем. Разница будет только в шильдике на передней панели. Других отличий у него не будет. Производства, работающие с этой категорией заказчиков в России тоже есть.

Но мы так не работаем: пробовали, но поняли, что зря тратим время. Наш целевой клиент – это компании, которые знают, какой телевизор они хотят видеть и каким характеристикам должны соответствовать его комплектующие. Более того – они понимают, как продавать такой телевизор. У них есть своя система финансирования этих закупок, российское юрлицо, просчитанный маркетинг. Им необходимо обеспечить логистику от ввоза комплектующих до отгрузки готовой продукции, собрать и протестировать продукт в России – это мы и делаем.  

- Но ваше предприятие как сборщик может повлиять на выбор поставщика комплектующих? И нужно ли это?

-  Когда заказ размещается в Китае, сборщик обычно уже выбран, потому что есть ограничения в инженерных свойствах продукта, которые нужно заложить в этот товар. Мы сейчас вышли на такую глубину, что предъявляем требования к китайским комплектующим до того, как материнская плата телевизора пошла под сборку на заводе в Китае. То есть мы тестируем ПО до того, как эти комплектующие произвели. Если этого не сделать, то может приехать дженерик-комплект, в котором ПО нельзя настроить так, чтоб телевизор соответствовал российским техническим требованиям и типу сигнала.

То есть сборщик должен дать фабрике описание, как подготовить телевизор, и требования к формату поставки. Последний параметр зависит от того, куда отправляется поставка: Калининград и континентальная Россия предъявляют разные требования к формату поставки. Калининградские сборщики позволяют себе до сих пор упрощенный формат поставки, своего рода полуфабрикат – предсобранная панель с задней крышкой, а остальное отдельно.

Однако если ввозить такой полуфабрикат, который по характеристикам максимально приближен к готовому изделию, то и пошлину могут взять, как за телевизор. Соответственно, в континентальную Россию комплекты ввозить нельзя, а в Калининград до сих пор можно.

- Что же должно быть в начале? С чем должен приходить на производство клиент? С каким минимумом вводных?

- Вначале должно быть понимание клиента, какой телевизор он хочет: с точки зрения дизайна, цены, функций. Все остальное – дело техники. Он должен понимать исходные параметры: за какую цену хочет продать, за сколько должен купить комплектующие. Все остальное обсуждается – конечно, в разумных пределах, потому что, к примеру, выполнить заказ за неделю невозможно.

- А зарубежные компании могут производить свой товар здесь?

- Это другой тип заказчика – крупная китайская фабрика, которая знает TPV как холдинг и работает с ним в других регионах. Если такая компания хочет продавать свою технику на российском рынке, лучше организовывать производство здесь. У таких заказчиков есть специфические проблемы. Например, может не быть отечественного юрлица – это важно, так как они не знают, как организовать промежуточные звенья, например, логистику.

Возможно, у них есть сотрудник в России, который знает отрасль – как правило, на эту должность берут выходцев из Калининграда. Такой специалист изучает рынок и оценивает перспективы бренда в отдельных нишах.  Для нас это более сложный клиент – ему нужно помогать с организацией российского присутствия.

- Есть какие-то минимальные сроки выпуска?

- Да. Давайте считать. 45 дней идет изготовление в Китае. Затем фабрика подтверждает, что комплектующие готовы к отгрузке. Контейнер едет еще 45 дней через Суэцкий канал, Роттердам, Гамбург с перегрузками. Приходит в Петербург, Калининград или Клайпеду в зависимости от места сборки.

Далее он оформляется – в среднем это занимает неделю. Для всех клиентов таможенное оформление TPV делает своими силами. Это связано с тем, что перечень комплектующих значительный, китайские фабрики обладают низкой точностью подготовки документов, а российская таможенная декларация – самый сложный документ в мире согласно Книге рекордов Гиннеса.

В итоге общий цикл – порядка 110 дней, а если речь о новом продукте, то и 150 дней. Ведь необходимо еще выделить время на сертификацию – до того, как телевизор поступил на рынок, собственник бренда обязан получить сертификат о соответствии требованиям России и ЕЭК (EAC). Чтоб его получить, нужно предоставить образец в сертификационный орган.

- Если вы понимаете, что что-то из предложенных комплектующих плохого качества, вы можете повлиять?

- Для нас борьба за качество начинается с отгрузки. В момент отгрузки все фабрики делают осмотр для контроля качества. Берут образец, фотографируют, что в коробке, ставят на весы. Эти отчеты предоставляют нам, а мы по ним делаем сверку того, что к нам идет. В зависимости от бренда может быть дешевая или дорогая панель, да и дорогая панель может быть одного из трех сортов. В пластике есть допуски по количеству царапин, пятнышек и т.д. И если речь идет о дорогом телевизоре, то материалы должны соответствовать заявленным нормативам на 95-100%, если дешевые – то нормы другие, там уже идет выбраковка производства, повторный ремонт – а это снижает общее качество партии.

Понятно, что при использовании бюджетных комплектующих не стоит ожидать чуда. Но, например, для одного нашего крупного клиента мы с помощью отлаженных процессов и жесткого контроля производства снизили стоимость ремонта и возврата с рынка в 2 раза. Заказчику это экономически очень выгодно.

Есть еще нюансы совместимости, но этим управляет производитель комплектующих в Китае. Мы не отвечаем за дизайн «чужих» брендов – его создают в Китае, поэтому и базовая совместимость – задача разработчика. Бывают ошибки дизайна, которые доходят к нам незамеченными, потому что модель низкого ценового сегмента или новая. В таком случае мы можем настоятельно рекомендовать отказаться от сотрудничества с этой фабрикой, либо отказаться брать заказ, приходящий с этой фабрики – хотя до сих пор таких прецедентов не было.  

- А кто отвечает за качество конечного продукта? Сборщик, владелец бренда или поставщик комплектующих?

Это очень сложный вопрос. С точки зрения маленького клиента ответственность несет фабрика. С точки зрения фабрики – она несет ответственность только за сборку, так как для контрактных клиентов она не собирает собственный дизайн. Если клиент разместил заказ на готовое решение, то и с юридической точки зрения фабрика отвечает. Однако если сборщик опытный, то он снимает с себя ответственность за качество комплектации и дизайна.

Что касается конкретно нашей фабрики, то мы несем ответственность за сборку. Если мы неправильно собрали – несем ответственность. Это называется качество сборки. Качество поставки мы будем разграничивать в контракте.

- С фабрики поставки происходят или в логистический хаб, или в ретейл. Как в связи с этим со стороны заказчика осуществляется контроль?

- Разумеется, заказчик проверяет. Сначала наша команда подбирает процесс, определяет, как его выстроить и учесть требования и комплектацию. Дальше мы делаем первую пробную партию от 50 до 100 штук. Из этой партии тестируется 100% продукции по максимально полному циклу. Потом вызывается технический представитель клиента, он проверяет результаты тестирования и выдает нам подтверждение, что мы собрали все в соответствии с требованиями заказчика. После этого мы начинаем массовое производство.

Если поломка в остальной партии обнаруживается до приобретения конечным потребителем, то производим ремонт или замену комплектующих. Вернее, должны так делать - но пока у нас таких прецедентов не было.  Если же дефект выявлен на предпродажной подготовке или потребителем, то возврат идет через сервисные центры. А уж кто будет компенсировать затраты, зависит от того, по чьей вине возник дефект. 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Оборудование

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

17.10.2018 Инновации в России: фестиваль форматов

16.10.2018 Цифровая трансформация: пора налить воду в бассейн

16.10.2018 На «ПРОФ-IT» показали отечественные интегрированные решения

15.10.2018 Россияне распробовали бесконтактные платежи

14.10.2018 Великий Новгород хочет стать цифровым регионом

09.10.2018 Информационная безопасность сбавит темы роста

04.10.2018 Цифровой опыт разочаровывает пользователей

03.10.2018 Microsoft обновляет Windows 10 и поднимает цену на Office 365

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода