rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Рынок VAS во втором квартале 2011 года: локальный рост при общем снижении

Не очень удачным стал второй квартал 2011 года для российского рынка VAS-сервисов. По выручке от VAS-сервисов в долларовом исчислении в целом рынок продемонстрировал незначительный рост по сравнению с предыдущим кварталом, а в рублевом исчислении по этому показателю прирост и вовсе был отрицательным. У всех операторов «большой тройки» снизилась доля в выручке от VAS в целом по сравнению с первым кварталом 2011 года. Несмотря на это, положительный рост во втором квартале 2011 года как и ранее продолжает демонстрировать сегмент услуг передачи данных.

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting (AC&M Consulting), выручка от VAS-услуг во втором квартале 2011 года в России составила в долларовом исчислении $1 527,6 млн. Этот показатель на $17,2 млн (или 1,1%) больше, нежели по результатам первого квартала 2011 года ($1510,4 млн). Отметим, что во втором квартале 2010 года прирост в долларовом исчислении был отрицательным: потери составляли $61,6 млн или на 5 %. После чего, в третьем квартале 2010 года рынку VAS удалось практически догнать по показателям первый квартал 2010 года, когда прирост составлял $56,6 млн. По результатам четвертого квартала 2010 года  выручка от VAS-услуг составила $1333,2 млн, а к концу первого квартала 2011 года увеличилась  на $177,2 млн (или 13,3%), достигнув уже упоминавшейся отметки в $1510,4 млн. В целом же, со второго квартала 2010 года по второй квартал 2011 года  общая выручка от VAS выросла на 30,3%

Показатель VAS ARPU во втором квартале 2011 года остался таим же как и по итогам первого квартала  и составил $2,3. Напомним, что ранее динамика этого показателя была такова: В первом квартале 2010 года VAS ARPU составил $2,0. Во втором квартале 2010 года ARPU составил $1,8 и еще подрос по итогам третьего квартала 2010 года (до $1,9). В четвертом квартале 2010 года этот показатель вернулся к отметке $2,0. Затем, в первом квартале 2011 года увеличился до $2,3 и на этой же отметке остался по итогам второго квартала 2011 года.   

Что касается рублевой статистики, то согласно ей, доходы от VAS в рублях во втором квартале 2011 года снизились на 1,45 млрд рублей (или 3,3 %) по сравнению с первым кварталом и составили 42,758 млрд рублей. Динамика этого показателя такова: Во втором квартале 2010 года выручка от VAS составляла 35,4617 млрд рублей, а по итогам третьего она составила 37,1149 млрд рублей. В четвертом квартале 2010 года этот показатель был равен 40,942 млрд рублей. В первом же квартале 2011 года эта цифра достигла отметки в  44,208 млрд рублей.

VAS ARPU по итогам второго квартала 2011 года также снизился – до 64,3 рубля. Снижение по сравнению с первым кварталом 2011 года составило 2,7 рубля. В первом квартале 2011 года VAS ARPU составлял 67 рублей. Ранее, в четвертом квартале 2010 года VAS ARPU был равен 62,6 рубля, а в третьем квартале этот показатель составлял 57,5 рубля. Во втором квартале 2010 года динамика также как и в рассматриваемом периоде была негативной - 3,1 рубля.

Если говорить про отдельные сегменты VAS, то во втором квартале 2011 года в долларовом исчислении положительную динамику продемонстрировали не все сегменты. Отрицательные показатели наблюдались в тех сегментах, которые за квартал до этого демонстрировали рост.

Так, выручка от контента во втором квартале 2011 года ($385,7 млн) была меньше, чем кварталом ранее ($404,3 млн в первом квартале 2011 года). Потери за квартал составили $18,6 млн или 4,6 %. Однако в целом отметим, что результаты этого сегмента в первом квартале 2011 года были скорее исключением. В течение первых трех кварталов 2010 года сегмент контента демонстрировал отрицательную динамику. Результаты  в третьем квартале ($292,7 млн) оказалась меньше, чем во втором квартале 2010 года ($306,6 млн). В свою очередь, второй квартал также продемонстрировал негативную динамику в сравнении с первым кварталом 2010 года, когда выручка от VAS в сегменте контента составляла $335,8 млн. Четвертый квартал 2010 года по выручке ($356,7 млн)  показал лучший  результат за весь 2010 год, но при этом его результаты были ниже, чем по итогам первого квартала 2011 года ($404,3 млн). В рублевом исчислении выручка от контента за второй квартал 2011 года составила 10,795 млрд рублей, что на  1,038 млрд рублей (или 8,8%) меньше, нежели за первый квартал 2011 года (11,833 млрд рублей). Напомним, что в первом квартале 2011 года выручка от контента была на 8% (или 88 млн рублей) больше, нежели в четвертом квартале 2010 года (10,953 млрд рублей). Эта цифра в свою очередь была на 22,2% больше, нежели в третьем квартале 2010 года (8,961 млрд рублей). В третьем квартале 2010 года в сравнении со вторым  потери достигли 310,7 млн рублей, тогда как во втором квартале потери составляли 7,6 % или 766,6 млн рублей.

Растущим сегментом по итогам второго квартала 2011 года стала выручка от трафика передачи данных. Во втором квартале 2011 года показатель по этому сегменту достиг отметки в  $635,3 млн, что выше, нежели в первом квартале на 8,5% или $49,6 млн. Напомним, что рассматриваемый сегмент стабильно растет. В частности, в первом квартале 2011 года выручка от передачи данных достигла $585,7 млн увеличившись на $90,9 млн или 18,4% по сравнению с четвертым кварталом 2010 года ($494,8 млн). В четвертом квартале этот показатель также рос (на $46,8 млн или 10,5%) по сравнению с третьим ($448 млн). Во втором же квартале 2010 года наблюдалась негативная динамика – потери составляли $2 млн (0,5 %). При этом по результатам второго квартала выручка от передачи данных составляла $400 млн. В рублевом исчислении по итогам второго квартала 2011 года в выручке от трафика передачи данных, которая составляет 17,782 млрд рублей, также наблюдается рост на 3,7% (639 млн рублей) по сравнению с предыдущим кварталом. В первом квартале 2011 года выручка от этого сегмента составляла 17,143 млрд рублей, что было выше на 12,8% или 1,947 млрд рублей, нежели в четвертом квартале 2010 года, когда она была равна 15,196 млрд рублей. По итогам третьего квартала она равнялась 13,717 млрд, а во втором квартале 2010 года составляла 12,097 млрд рублей. По итогам первого квартала этот показатель был равен 12,016 млрд рублей.

Сервисы отправки сообщений как в долларовом, так и в рублевом эквиваленте во втором квартале 2011 года продемонстрировали негативную динамику по приросту. Так, выручка от данного сегмента в указанный период составила  $430,5 млн и это ниже на 5% или $22,6 млн, чем по итогам первого квартала 2011 года. В первом же квартале выручка от этого сегмента увеличивалась и составила $453,1 млн, что было выше ($39,7 млн или 9,6%), нежели в четвертом квартале ($413,4 млн) 2010 года. Отметим, что итоги третьего квартала ($418,2 млн) были на $13 млн или 3,2 % больше, чем во втором квартале. В рублях выручка во втором квартале 2011 года составила 12,048 млрд рублей и это оказалось на 9,1% (или 1,213 млрд рублей) меньше чем в первом квартале 2011 года. Тогда этот показатель составлял 13,261 млрд и это было на 566  млн рублей (4,5%) выше, нежели в четвертом квартале 2010 года (12,695 млрд рублей). Эта цифра была в свою очередь на 47,4 млн рублей (0,4%) выше, нежели в третьем квартале 2010 года (12,6478 млрд рублей). В третьем квартале выручка по данному сегменту также была на 394,7 млн или 3,2 % больше, чем по итогам второго квартала 2010 года.

Что касается VAS-сервисов, попадающих под категорию «остальные», то этот сегмент во втором квартале 2011 года стал еще одним, который как и услуги передачи данных, продемонстрировал положительный результат по росту. Показатели этого сегмента составляют $76,2 млн или 2,131 млрд рублей. Рост по сравнению с первым кварталом 2011 года составил 13,2% ($8,9 млн) или 8,2% (161 млн рублей). Отметим, что в первом квартале 2011 года выручка от этого сегмента VAS-сервисов показала отрицательную динамику по приросту. За первый квартал 2011 года она составила $67,3 млн или 1,970 млрд рублей. Это было на $1 млн (минус 1,5%)  или 127 млн рублей (минус 6,1%) меньше, чем показатели четвертого квартала 2010 года ($68,3 млн или 2,097 млрд рублей). Отметим, что в четвертом квартале 2010 года и ранее этот сегмент демонстрировал рост. В частности, показатели четвертого квартала 2010 года были на 17% ($9,9 млн) или 17,3% (309,4 млн рублей) больше, нежели в третьем квартале ($58,4 млн или 1,788 млрд рублей). Во втором квартале 2010 года выручка от остальных VAS-сервисов составляла $60,9 млн (прирост $13,1 млн и 27,3 %) или 1,84 млрд рублей (прирост 410,9 млн рублей или 28,8 %).  

Если говорить о доле доходов от VAS-сервисов в выручке сотовых операторов в целом, то по данным исследования доля VAS составила во втором квартале 2011 года 22,6%.

У всех операторов «большой тройки» снизилась доля в выручке от VAS в целом по сравнению с первым кварталом 2011 года. Между тем, лидером во втором квартале 2011 года по доле VAS в выручке из операторов по-прежнему остается «МегаФон», доля которого снизилась до 26,3% с 28,7% в первом квартале 2011 года. Такая же отрицательная динамика в отчетном периоде продемонстрирована оператором МТС, у которого доля VAS в выручке во втором квартале 2011 года снизилась до 24% с 26,8% в первом квартале 2011 года (23,2% было у МТС в четвертом квартале 2010 года). «ВымпелКом» во втором квартале 2011 года по этому показателю продемонстрировал 22,2%, снизив долю VAS в выручке с 24,8% в первом квартале 2011 года и показав результат чуть выше, чем в четвертом квартале 2010 года (в четвертом квартале 2010 года доля у «ВымпелКом» составляла  22%).

В итоге, по данным Advanced Communications & Media Consulting, во втором квартале 2011 года рынок VAS-сервисов оказался поделен следующим образом. На первое место переместился «МегаФон» с 33%. Он потеснил МТС (32%), который был лидером по итогам первого квартала 2011 года.  Третье место занял «ВымпелКом» с 27 % (по сравнению с первым кварталом 2011 года доля этого оператора не изменилась). На долю остальных операторов пришлось 7% (потери в 1% по сравнению с первым кварталом 2011 года).

Что касается долей операторов по итогам второго квартала 2011 года на рынке VAS-услуг по отдельным направлениям, то в сегменте контента МТС занимает 33 %, «ВымпелКом» занимает 32 %, «МегаФон» - 30 %. На долю остальных операторов приходится 5 %. В сегменте сервисов по отправке сообщений положение таково: 33 % у МТС, 28 % у «МегаФона», 26 % у «ВымпелКома» и 13 % у других операторов.

В сегменте передачи данных лидером по доле рынка остается «МегаФон», на чью долю пришлось 37 %, на долю МТС – 34 %. «Билайн» получил 24 %, а доля остальных операторов составила 5 %. В других VAS-сервисах лидерские позиции остались у «ВымпелКома», который получил 43 %. На втором месте – «МегаФон» с 34 %. При этом МТС занимает третье место с 18%, все же довольно значительно обогнав остальных операторов, на чью долю пришлось 5 %.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: база мобильной связи, услуги мобильной связи, операторы мобильной связи россии, мобильная связь, сотовая связь россии, база сотовой связи, сотовые операторы, мобильные операторы, операторы мобильной связи, Билайн, МТС, МегаФон, мобильные, сотовые, vas-услуги, vas-сервисы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

20.10.2022 Информационная нацбезопасность в формате agile

27.09.2022 ЭОС расширяет сотрудничество с высшей школой

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода