Информационный портал ITSZ

Оригинал документа: http://spbit.su/news/n105589/


     
 

Рынок VAS во втором квартале 2011 года: локальный рост при общем снижении

21.09.2011 06:48
Не очень удачным стал второй квартал 2011 года для российского рынка VAS-сервисов. По выручке от VAS-сервисов в долларовом исчислении в целом рынок продемонстрировал незначительный рост по сравнению с предыдущим кварталом, а в рублевом исчислении по этому показателю прирост и вовсе был отрицательным. У всех операторов «большой тройки» снизилась доля в выручке от VAS в целом по сравнению с первым кварталом 2011 года. Несмотря на это, положительный рост во втором квартале 2011 года как и ранее продолжает демонстрировать сегмент услуг передачи данных.

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting (AC&M Consulting), выручка от VAS-услуг во втором квартале 2011 года в России составила в долларовом исчислении $1 527,6 млн. Этот показатель на $17,2 млн (или 1,1%) больше, нежели по результатам первого квартала 2011 года ($1510,4 млн). Отметим, что во втором квартале 2010 года прирост в долларовом исчислении был отрицательным: потери составляли $61,6 млн или на 5 %. После чего, в третьем квартале 2010 года рынку VAS удалось практически догнать по показателям первый квартал 2010 года, когда прирост составлял $56,6 млн. По результатам четвертого квартала 2010 года  выручка от VAS-услуг составила $1333,2 млн, а к концу первого квартала 2011 года увеличилась  на $177,2 млн (или 13,3%), достигнув уже упоминавшейся отметки в $1510,4 млн. В целом же, со второго квартала 2010 года по второй квартал 2011 года  общая выручка от VAS выросла на 30,3%

Показатель VAS ARPU во втором квартале 2011 года остался таим же как и по итогам первого квартала  и составил $2,3. Напомним, что ранее динамика этого показателя была такова: В первом квартале 2010 года VAS ARPU составил $2,0. Во втором квартале 2010 года ARPU составил $1,8 и еще подрос по итогам третьего квартала 2010 года (до $1,9). В четвертом квартале 2010 года этот показатель вернулся к отметке $2,0. Затем, в первом квартале 2011 года увеличился до $2,3 и на этой же отметке остался по итогам второго квартала 2011 года.   

Что касается рублевой статистики, то согласно ей, доходы от VAS в рублях во втором квартале 2011 года снизились на 1,45 млрд рублей (или 3,3 %) по сравнению с первым кварталом и составили 42,758 млрд рублей. Динамика этого показателя такова: Во втором квартале 2010 года выручка от VAS составляла 35,4617 млрд рублей, а по итогам третьего она составила 37,1149 млрд рублей. В четвертом квартале 2010 года этот показатель был равен 40,942 млрд рублей. В первом же квартале 2011 года эта цифра достигла отметки в  44,208 млрд рублей.

VAS ARPU по итогам второго квартала 2011 года также снизился – до 64,3 рубля. Снижение по сравнению с первым кварталом 2011 года составило 2,7 рубля. В первом квартале 2011 года VAS ARPU составлял 67 рублей. Ранее, в четвертом квартале 2010 года VAS ARPU был равен 62,6 рубля, а в третьем квартале этот показатель составлял 57,5 рубля. Во втором квартале 2010 года динамика также как и в рассматриваемом периоде была негативной - 3,1 рубля.

Если говорить про отдельные сегменты VAS, то во втором квартале 2011 года в долларовом исчислении положительную динамику продемонстрировали не все сегменты. Отрицательные показатели наблюдались в тех сегментах, которые за квартал до этого демонстрировали рост.

Так, выручка от контента во втором квартале 2011 года ($385,7 млн) была меньше, чем кварталом ранее ($404,3 млн в первом квартале 2011 года). Потери за квартал составили $18,6 млн или 4,6 %. Однако в целом отметим, что результаты этого сегмента в первом квартале 2011 года были скорее исключением. В течение первых трех кварталов 2010 года сегмент контента демонстрировал отрицательную динамику. Результаты  в третьем квартале ($292,7 млн) оказалась меньше, чем во втором квартале 2010 года ($306,6 млн). В свою очередь, второй квартал также продемонстрировал негативную динамику в сравнении с первым кварталом 2010 года, когда выручка от VAS в сегменте контента составляла $335,8 млн. Четвертый квартал 2010 года по выручке ($356,7 млн)  показал лучший  результат за весь 2010 год, но при этом его результаты были ниже, чем по итогам первого квартала 2011 года ($404,3 млн). В рублевом исчислении выручка от контента за второй квартал 2011 года составила 10,795 млрд рублей, что на  1,038 млрд рублей (или 8,8%) меньше, нежели за первый квартал 2011 года (11,833 млрд рублей). Напомним, что в первом квартале 2011 года выручка от контента была на 8% (или 88 млн рублей) больше, нежели в четвертом квартале 2010 года (10,953 млрд рублей). Эта цифра в свою очередь была на 22,2% больше, нежели в третьем квартале 2010 года (8,961 млрд рублей). В третьем квартале 2010 года в сравнении со вторым  потери достигли 310,7 млн рублей, тогда как во втором квартале потери составляли 7,6 % или 766,6 млн рублей.

Растущим сегментом по итогам второго квартала 2011 года стала выручка от трафика передачи данных. Во втором квартале 2011 года показатель по этому сегменту достиг отметки в  $635,3 млн, что выше, нежели в первом квартале на 8,5% или $49,6 млн. Напомним, что рассматриваемый сегмент стабильно растет. В частности, в первом квартале 2011 года выручка от передачи данных достигла $585,7 млн увеличившись на $90,9 млн или 18,4% по сравнению с четвертым кварталом 2010 года ($494,8 млн). В четвертом квартале этот показатель также рос (на $46,8 млн или 10,5%) по сравнению с третьим ($448 млн). Во втором же квартале 2010 года наблюдалась негативная динамика – потери составляли $2 млн (0,5 %). При этом по результатам второго квартала выручка от передачи данных составляла $400 млн. В рублевом исчислении по итогам второго квартала 2011 года в выручке от трафика передачи данных, которая составляет 17,782 млрд рублей, также наблюдается рост на 3,7% (639 млн рублей) по сравнению с предыдущим кварталом. В первом квартале 2011 года выручка от этого сегмента составляла 17,143 млрд рублей, что было выше на 12,8% или 1,947 млрд рублей, нежели в четвертом квартале 2010 года, когда она была равна 15,196 млрд рублей. По итогам третьего квартала она равнялась 13,717 млрд, а во втором квартале 2010 года составляла 12,097 млрд рублей. По итогам первого квартала этот показатель был равен 12,016 млрд рублей.

Сервисы отправки сообщений как в долларовом, так и в рублевом эквиваленте во втором квартале 2011 года продемонстрировали негативную динамику по приросту. Так, выручка от данного сегмента в указанный период составила  $430,5 млн и это ниже на 5% или $22,6 млн, чем по итогам первого квартала 2011 года. В первом же квартале выручка от этого сегмента увеличивалась и составила $453,1 млн, что было выше ($39,7 млн или 9,6%), нежели в четвертом квартале ($413,4 млн) 2010 года. Отметим, что итоги третьего квартала ($418,2 млн) были на $13 млн или 3,2 % больше, чем во втором квартале. В рублях выручка во втором квартале 2011 года составила 12,048 млрд рублей и это оказалось на 9,1% (или 1,213 млрд рублей) меньше чем в первом квартале 2011 года. Тогда этот показатель составлял 13,261 млрд и это было на 566  млн рублей (4,5%) выше, нежели в четвертом квартале 2010 года (12,695 млрд рублей). Эта цифра была в свою очередь на 47,4 млн рублей (0,4%) выше, нежели в третьем квартале 2010 года (12,6478 млрд рублей). В третьем квартале выручка по данному сегменту также была на 394,7 млн или 3,2 % больше, чем по итогам второго квартала 2010 года.

Что касается VAS-сервисов, попадающих под категорию «остальные», то этот сегмент во втором квартале 2011 года стал еще одним, который как и услуги передачи данных, продемонстрировал положительный результат по росту. Показатели этого сегмента составляют $76,2 млн или 2,131 млрд рублей. Рост по сравнению с первым кварталом 2011 года составил 13,2% ($8,9 млн) или 8,2% (161 млн рублей). Отметим, что в первом квартале 2011 года выручка от этого сегмента VAS-сервисов показала отрицательную динамику по приросту. За первый квартал 2011 года она составила $67,3 млн или 1,970 млрд рублей. Это было на $1 млн (минус 1,5%)  или 127 млн рублей (минус 6,1%) меньше, чем показатели четвертого квартала 2010 года ($68,3 млн или 2,097 млрд рублей). Отметим, что в четвертом квартале 2010 года и ранее этот сегмент демонстрировал рост. В частности, показатели четвертого квартала 2010 года были на 17% ($9,9 млн) или 17,3% (309,4 млн рублей) больше, нежели в третьем квартале ($58,4 млн или 1,788 млрд рублей). Во втором квартале 2010 года выручка от остальных VAS-сервисов составляла $60,9 млн (прирост $13,1 млн и 27,3 %) или 1,84 млрд рублей (прирост 410,9 млн рублей или 28,8 %).  

Если говорить о доле доходов от VAS-сервисов в выручке сотовых операторов в целом, то по данным исследования доля VAS составила во втором квартале 2011 года 22,6%.

У всех операторов «большой тройки» снизилась доля в выручке от VAS в целом по сравнению с первым кварталом 2011 года. Между тем, лидером во втором квартале 2011 года по доле VAS в выручке из операторов по-прежнему остается «МегаФон», доля которого снизилась до 26,3% с 28,7% в первом квартале 2011 года. Такая же отрицательная динамика в отчетном периоде продемонстрирована оператором МТС, у которого доля VAS в выручке во втором квартале 2011 года снизилась до 24% с 26,8% в первом квартале 2011 года (23,2% было у МТС в четвертом квартале 2010 года). «ВымпелКом» во втором квартале 2011 года по этому показателю продемонстрировал 22,2%, снизив долю VAS в выручке с 24,8% в первом квартале 2011 года и показав результат чуть выше, чем в четвертом квартале 2010 года (в четвертом квартале 2010 года доля у «ВымпелКом» составляла  22%).

В итоге, по данным Advanced Communications & Media Consulting, во втором квартале 2011 года рынок VAS-сервисов оказался поделен следующим образом. На первое место переместился «МегаФон» с 33%. Он потеснил МТС (32%), который был лидером по итогам первого квартала 2011 года.  Третье место занял «ВымпелКом» с 27 % (по сравнению с первым кварталом 2011 года доля этого оператора не изменилась). На долю остальных операторов пришлось 7% (потери в 1% по сравнению с первым кварталом 2011 года).

Что касается долей операторов по итогам второго квартала 2011 года на рынке VAS-услуг по отдельным направлениям, то в сегменте контента МТС занимает 33 %, «ВымпелКом» занимает 32 %, «МегаФон» - 30 %. На долю остальных операторов приходится 5 %. В сегменте сервисов по отправке сообщений положение таково: 33 % у МТС, 28 % у «МегаФона», 26 % у «ВымпелКома» и 13 % у других операторов.

В сегменте передачи данных лидером по доле рынка остается «МегаФон», на чью долю пришлось 37 %, на долю МТС – 34 %. «Билайн» получил 24 %, а доля остальных операторов составила 5 %. В других VAS-сервисах лидерские позиции остались у «ВымпелКома», который получил 43 %. На втором месте – «МегаФон» с 34 %. При этом МТС занимает третье место с 18%, все же довольно значительно обогнав остальных операторов, на чью долю пришлось 5 %.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 ITSZ. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.ITSZ.spbit.su
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web