E-commerce в России. К чему идем?

По оценкам экспертов, доля интернет-продаж в обороте розничной торговли в России составит в 2011 году всего 1,6%, что в 3,5 раза меньше, чем в Европе, и в 4 раза меньше, нежели в США. Таким образом, российский рынок электронной коммерции обладает огромными перспективами роста. Вопросы, связанные с тем, насколько реалистичны прогнозы развития рынка электронной коммерции в России, за счет чего будет развиваться этот рынок, каков его потенциал, а также другие темы, связанные с электронной коммерцией в России обсуждались в рамках прошедшей вчера, 24 мая 2011 года, онлайн-конференции, организованной ИК «Финам».

Согласно прогнозам Data Insight, по итогам 2011 года объем российского рынка электронной коммерции составит 290 млрд рублей. Результаты совместного исследования «Ситибанка» и  компании Google еще более оптимистичны. По их прогнозам совокупный объем интернет-покупок составит 600 млрд рублей уже в текущем году. По оценкам экспертов, российский рынок электронной коммерции обладает огромными перспективами роста. Реализовать потенциал роста рынка по мнению экспертов позволит не только изменение поведения потребителей, но и распространение Интернета в регионах, на которые сегодня приходится лишь 40% оборота e-commerce.

Принимавшие участие в прошедшей онлайн-конференции эксперты рынка высказали свое мнение и ответили на ряд вопросов по различным темам, касающимся российского рынка электронной коммерции.

Драйверы и преграды

В частности, говоря о темпах роста рынка электронной коммерции в сегменте В2С в России в ближайшие пять лет, эксперты прогнозируют, что среднегодовой рост составит порядка 20-30%. При этом, эксперты отмечают, что львиная доля продаж через Интернет на российском рынке электронной торговли на данном этапе приходится на мегаполисы, однако в дальнейшем ситуация может измениться. «Полагаю, что в значительной степени (помимо собственно уровня платежеспособного спроса) это вопрос развития логистики и роста проникновения. На мой взгляд, в среднесрочной перспективе активность дистанционной торговли как раз будет смещаться в сторону периферии, где количество физических каналов продаж ограничено и вряд ли будет расти высокими темпами в виду экономической нецелесообразности», - отмечает  аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Отмечая драйверы роста, стимулирующие развитие интернет-компаний, которые занимаются электронной коммерцией эксперты, в частности, говорят следующее: «Среди основных факторов, стимулирующих развитие интернет-компаний, занимающихся электронной коммерциией, можно выделить несколько. Среди таковых увеличение проникновения Интернета (за последние пять лет интернет-аудитория увеличилась более чем в пять раз).Также можно отметить рост благосостояния и покупательской способности населения, а также увеличение трудовой нагрузки с соответствующим снижением доступного для шопинга времени. Дополнительным фактором, способствующим росту объемов электронной торговли, является политика государства, а именно Целевая программа «Информационное общество (2011—2018 гг.)». Одним из приоритетных направлений данной Программы является информационное развитие регионов, что приведет к росту интернет-аудитории и, как следствие, к росту сегмента онлайн-продаж», - говорит  генеральный директор ЗАО «Национальное Листинговое Агентство «Региональные инновации и инвестиции» Дионис Гордин.

Управляющий партнер НЛО-маркетинг, партнер DataInsight Федор Вирин отмечает, что: «Драйвером роста интернет-компаний является увеличение скорости и качества Интернета, увеличение домашнего использования Интернета. Драйвером роста интернет-магазинов является увеличение числа домашних пользователей Интернета со стажем использования интернета более трех лет, а также рост доходов домохозяйств. Ключевыми факторами успеха интернет-магазинов являются ассортимент, цена и сервис».

Те же три основных фактора успешной работы интернет-магазинов называет  управляющий партнер Группы компаний «Ютинет.Ру» Михаил Уколов. «Тот ритейлер в России, который станет лидером по этим трем показателям одновременно, будет лидером на долгие годы. Причем сервис следует понимать в широком смысле - это не только логистика и обработка заказа, это в первую очередь онлайн-сервисы, сервисы предусмотренные программами лояльности и так далее», - уточняет эксперт.

Говоря о факторах сдерживающих рост рынка электронной коммерции, участники конференции среди прочего отмечают следующее: «Можно отметить проблемы с доставкой товаров. Хотя справедливости ради надо отметить, что в этом отношении ситуация улучшается. Это происходит в том числе за счет усилий самих магазинов. Мы например, уже имеем представительства в 84 городах России. Сдерживающим фактором также является негативный опыт, полученный пользователями в нерадивых интернет-магазинах», -  говорит руководитель направления PR и маркетинговых коммуникаций компании OZON.ru Михаил Осин.

Михаил Уколов отмечает еще один из аспектов: «Главный сдерживающий фактор - немногочисленность идей роста у игроков электронной коммерции и желание российских инвесторов зарабатывать «в короткую».

Максим Клягин, в свою очередь, отмечает еще один немаловажный фактор, сдерживающий рост рынка: «Можно говорить о низком уровне развития платежной инфраструктуры и проблемах процессинга в целом. Эти факторы, несомненно, затрудняют развитие e-commerce (и создают сложности адекватной оценке рынка). Так, несмотря на динамичное развитие банковского процессинга (можно отметить, что к настоящему моменту в России эмитировано более 144 млн карт) и альтернативного процессинга, объем внутренних безналичных платежей все еще крайне невысок. По данным Центробанка, из общего количества операции 67% - это снятие средств и только 33% - операции по оплате товаров и услуг. При этом в денежном выражении доля операций по снятию средств составляет почти 90% . Ситуация, конечно, будет меняться, но процесс изменения потребительского поведения займет очевидно достаточно длительный период».

Что и как продается в Сети

Среди прочих тем в ходе прошедшей конференции обсуждались и вопросы того, какие категории товаров наиболее успешно продаются в сети Интернет. По этой теме участники привели следующие данные: «Согласно данным большинства различных измерений, наибольшая доля продаж в натуральном выражении от общего объема товаров реализуемых посредством дистанционной торговли (интернет-торговли) приходится на долю контента на физических и цифровых носителях (в том числе это и книги), а также на мелкую и крупную электронику и бытовую технику. Второй эшелон - товары для детей, мебель, предметы интерьера, товары личного пользования (преимущественно одежда, аксессуары и так далее), предметы коллекционирования и тому подобное», - говорит Максим Клягин.

В части изменения спроса с точки зрения цены товара, эксперты говорят следующее: «В последние годы в сегменте интернет-магазинов наметилось повышение спроса на более дорогую продукцию. Если в 2008 году наиболее популярными были товары стоимостью 500-3000 рублей (41% покупателей), то в 2010 году наиболее востребованные товары находятся в ценовом диапазоне 10-20 тысяч рублей (30% покупателей)», - отмечает Дионис Гордин.

Коснулись эксперты и вопросов, связанных с новыми идеями развития интернет-магазинов в части ассортимента предлагаемых товаров. В частности, разговор шел об активно обсуждающейся в последнее время теме перспективности торговли продуктами питания через сеть Интернет. В этом вопросе некоторые из экспертов говорят о том, что перспективы «заманчивы и туманны», а также советуют игрокам рынка искать «узкие ниши и прямые выходы на узкую целевую аудиторию» (к примеру, интернет-магазины вина, или интернет-продажи икры, ориентированные на иностранных покупателей).

Без них никуда

Ряд высказываний экспертов был посвящен теме электронной коммерции в социальных сетях и продвижению товаров на этих площадках. «Несомненно, так называемая f-коммерция сегодня уже может претендовать на статус одного из наиболее популярных векторов развития интренет-маркетинга. Возможности таргетирования аудитории в таких решениях, безусловно, очень привлекательны. В перспективе эти возможности вполне вероятно, могут стать важным трендом в эволюции дистанционной торговли. Вместе с тем, на данном этапе рассуждения о скором превалировании таких каналов скорее преждевременны. По крайней мере в России, с ее все еще относительно невысоким уровнем развития подобных сервисов. Полагаю, в среднесрочной перспективе такие решения, несмотря на бурное развитие социальных сетей, будут лишь дополнять более традиционные форматы онлайн-торговли», - высказывает свое мнение Максим Клягин.

«Электронная коммерция в социальных сетях является зарождающимся направлением электронной коммерции, имеющим большие перспективы, в том числе и в России. По оценкам владельца Facebook Марка Цукерберга к 2015 году объем электронной коммерции в социальных сетях достигнет $30 млрд, причем $14 млрд из них придется на Америку и $16 млрд на весь остальной мир. Учитывая тот факт, что рынок электронной коммерции стран Восточной Европы растет быстрее всего в Европе, перспективы развития электронной коммерции в социальных сетях очень радужны. Электронная коммерция в социальных сетях явление зарождающееся, но, очевидно, что работа с клиентами с социальных сетях требует особого подхода. Думаю, через два года мы увидим большое количество новых техник, которые позволят эффективно продавать в соцсетях», - говорит  Дионис Гордин.

«Работа с социальными медиа для магазина это не только способ рекламы, но и способ коммуникации с потребителями. Необходимо учиться не рекламировать, а общаться с людьми, взаимодействовать с ними. Без этого делать что-то серьезное в социальных сетях неэффективно», - отмечает Федор Вирин.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Финансы, Web

Ключевые слова: веб сервис, купить через интернет, магазин онлайн, электронная торговля, веб, интернет магазин, электронная коммерция

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

20.01.2021 Портал TAdviser об итогах информатизации госсектора-2020: ЭОС снова лидирует в сегменте СЭД/ECM, «ДЕЛО» – самая популярная в госорганах СЭД

19.01.2021 Международный роуминг потерял почти три четверти абонентов

14.01.2021 Искусственный интеллект в 2021 году станет мегатрендом

23.12.2020 Инсайдеры, инновации и «нулевое доверие»

15.12.2020 Потери от киберпреступлений превысили триллион долларов

11.12.2020 Арктика может стать цифровой уже в ближайшие годы

02.12.2020 Когда ИИ спасет человечество

02.12.2020 Умные города: от инклюзивности до управляемости

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

20.01.2021 Портал TAdviser об итогах информатизации госсектора-2020: ЭОС снова лидирует в сегменте СЭД/ECM, «ДЕЛО» – самая популярная в госорганах СЭД

19.01.2021 Международный роуминг потерял почти три четверти абонентов

14.01.2021 Искусственный интеллект в 2021 году станет мегатрендом

23.12.2020 Инсайдеры, инновации и «нулевое доверие»

15.12.2020 Потери от киберпреступлений превысили триллион долларов

11.12.2020 Арктика может стать цифровой уже в ближайшие годы

02.12.2020 Когда ИИ спасет человечество

02.12.2020 Умные города: от инклюзивности до управляемости

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

20.01.2021 Портал TAdviser об итогах информатизации госсектора-2020: ЭОС снова лидирует в сегменте СЭД/ECM, «ДЕЛО» – самая популярная в госорганах СЭД

19.01.2021 Международный роуминг потерял почти три четверти абонентов

14.01.2021 Искусственный интеллект в 2021 году станет мегатрендом

23.12.2020 Инсайдеры, инновации и «нулевое доверие»

15.12.2020 Потери от киберпреступлений превысили триллион долларов

11.12.2020 Арктика может стать цифровой уже в ближайшие годы

02.12.2020 Когда ИИ спасет человечество

02.12.2020 Умные города: от инклюзивности до управляемости