rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Второй день «Интерком 2010». Региональный ШПД и VoIP в центре внимания

В минувшую пятницу в Петербурге завершил свою работу IV Телекоммуникационный форум «Интерком-2010». Во второй, заключительный день форума участники говорили об особенностях и перспективах развития регионального рынка ШПД. Кроме того были представлены некоторые новые проекты операторов фиксированной связи. Отдельная секция в рамках мероприятия была посвящена сервисам на базе технологии VoIP и дальнейшим перспективам этого сегмента услуг.

О перспективах и парадоксах регионального российского рынка фиксированного ШПД говорил  коммерческий директор компании «Комстар-Регионы» Дмитрий Багдасарян. Эксперт отмечает, что согласно данным исследования, ежегодно проводимого среди частных лиц, год то года лидирует число тех людей, которые проводят свой досуг дома занимаясь просмотром кинофильмов, а также нахождением в сети Интернет. Таким образом, потенциал услуг проводной связи для частных абонентов значительный.

Отдельно докладчик отметил потенциал развития услуги платного ТВ на российском рынке. По словам Дмитрия Багдасаряна, этот сегмент традиционно на российском рынке находится «в тени» других сервисов, развивающихся более быстрыми темпами. Но у этого сегмента рынка большой потенциал. В частности, в 2008 году уровень проникновения сервиса платного ТВ в России составлял 24%. Ожидается, что в текущем году уровень проникновения достигнет 30%, а к 2014 году будет равен 44%. «Согласно данным исследования рынка в США, порядка 60% подключений к услугам связи в частном сегменте составляют пакентые предложения (triple play). При этом, драйвером при подключении к пакетным услугам является не ШПД и фиксированная телефония, а именно наличие в пакете услуги платного ТВ. Таким образом, на российском рынке услуга платного ТВ имеет потенциал как с точки зрения самостоятельного роста доходов, так и может выступать «локомотивом» для роста подключений к смежным услугам фиксированной связи», - говорит Дмитрий Багдасарян.

Эксперты также отмечают некоторые парадоксы (то есть некоторые факторы, которые не позволяют в полной мере развиваться рынку) в развитии рынка фиксированных телекоммуникационных услуг (платное ТВ и ШПД) для частных абонентов в российских регионах. Первым таким парадоксом названо уже упоминавшееся недостаточно активное развитие услуги платного ТВ. Дмитрий Багдасарян отмечает, что в мире доходы операторов от пользователей услуги платного ТВ (доходы от подписки) постепенно начинают превалировать над доходами от рекламы на телевидении. В России же ситуация прямо противоположная: по итогам 2009 года доходы от рекламы на российском ТВ составили 113 млрд рублей, в то время как доходы операторов платного ТВ составили 27 млрд рублей. Такая ситуация, по словам эксперта, означает что операторы платного ТВ не смогли донести до абонентов ценность услуги платного ТВ.

Среди других парадоксов рынка проводных телекоммуникационных услуг в России отмечено, что если в сегменте мобильной связи порядка 20% (по итогам 2009 года) дохода операторов приходится на дополнительные услуги, то в области фиксированной связи этих дополнительных услуг и соответственно доходов от них у операторов практически нет. У большинства операторов («домовых сетей») в качестве контента для абонентов выступают различный бесплатный внутрисетевой контент не всегда высокого качества (так называемые «файловые помойки»).

Кроме того, эксперты отмечают, что наряду с декларируемой политикой государства в части устранения так называемого «цифрового неравенства» между различными регионами, зачастую выход того или иного крупного оператора (который способен предоставлять услуги на достаточно высоких скоростях за приемлемую цену) с услугой ШПД в тот или иной район или даже отдельный дом затруднен в силу того, что в законодательстве не отрегулирован вопрос взаимодействия ТСЖ, или управляющей компании и оператора. Любое ТСЖ или УК может запретить оператору строить сеть в своем доме, что естественно негативно сказывается на устранении уже упоминавшегося «цифрового неравенства». Не урегулирован также с юридической точки зрения вопрос того, кому принадлежит инфраструктура (кабель-каналы и т.д.) в доме.

Кроме того были представлены некоторые новые проекты операторов фиксированной связи. Оператор «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) рассказал о новой стратегии компании, которая предусматривает технологическое развитие сети компании на базе волоконно-оптических сетей связи (предоставление услуг по технологии PON). По словам директора департамента стратегического развития бизнеса и маркетинга компании СЗТ  Павла Басова, основной задачей является создание современной сети, которая отвечает возросшим запросам в части скоростей доступа для конечного абонента, а также в части предоставления различных дополнительных сервисов для абонентов. На данный момент прирост абонентов, подключаемых по технологии PON, составляет порядка 5-6 тысяч в месяц.

В части развития дополнительных услуг при предоставлении сервисов по технологии PON, уже сейчас СЗТ предоставляет ряд дополнительных сервисов в рамках услуги SIP-телефонии, а также услуги IP-TV. В дальнейшем набор дополнительных сервисов будет расширяться в направлении услуг телеметрии, видеонаблюдения и концепции «умный дом». Представители СЗТ отмечают, что компания намерена осуществлять экспансию на смежные рынки услуг. В частности, Павел Басов рассказал о проекте СЗТ под условным названием «Фабрика сервисов». В рамках проекта оператор намерен предложить частным абонентам новый тип абонентского оборудования – стационарный телефонный аппарат с расширенными функциями (доступ в сеть Интернет, Wi-Fi), в рамках которых доступны сервисы (к примеру, мультимедийные приложения), позволяющие использовать это оборудование как мультимедийное устройство. Иными словами, устройство дает возможность пользоваться телефонией, доступом в сеть Интернет и так далее, и обеспечивает доступ к мультимедийным приложениям. Эти приложения («виджеты») могут обеспечивать быстрый доступ к различным услугам, в том числе и к заказу услуг компаний, не работающих в телекоммуникационной сфере (заказ такси, заказ продуктов питания, в дальнейшем возможно доступ к услугам «электронного правительства» и так далее). Мультимедийные приложения сейчас разрабатываются оператором совместно с партнерами (ведется разработка порядка 30 приложений). Сейчас СЗТ рассматривает несколько моделей такого оборудования для запуска «пилотной» зоны по оказанию услуг в рамках проекта «Фабрика сервисов». Запуск такой «пилотной» зоны планируется начать в феврале 2011 года.   

В свою очередь, представители оператора «МегаФон» рассказали о проекте реализации сервисов на базе технологии NFC. Напомним, что не так давно на базе данной технологии в опытно-коммерческую эксплуатацию был запущен сервис по оплате проезда в Петербургском метро. В рамках проекта компании «МегаФон» пользователям предлагается специальный NFC-стикер, который «привязан к SIM-карте абонента «МегаФона». Однако стикер может быть прикреплен как к сотовому телефону, так и к кошельку или любой другой поверхности – соблюдать определенную близость к SIM-карте не требуется. В дальнейшем планируется предлагать NFC-чипы и в других форм-факторах. Оплата проезда в рамках данного сервиса производится при помощи платформы мобильных платежей, уже достаточно давно работающей у оператора. В дальнейшем «МегаФон» планирует при помощи технологии NFC реализовать сервисы, дающие возможность оплаты проезда в других видах транспорта, в различных ресторанах, торговых автоматах и так далее.

Отдельная секция в рамках мероприятия была посвящена сервисам на базе технологии VoIP и дальнейшим перспективам этого сегмента услуг. В частности, генеральный директор компании «ВидеоМост» Вячеслав Борилин отмечает, что на сегодняшний день компании, оказывающие услуги по технологии VoIP сейчас зачастую воспринимаются как «враги традиционных операторов связи». Самым масштабным проектом в области услуг VoIP сейчас является Skype, через которого на сегодняшний день проходит порядка 13% мирового МГ/МН-трафика. Основной претензией традиционных операторов связи к Skype и подобным проектам является то, что они «уводят» значительную долю голосового трафика (МГ/МН, и «межгорода»). По словам Вячеслава Борилина, до недавнего времени, основное бремя потерь от VoIP ложится на операторов фиксированной связи, однако сейчас (с появлением VoIP-приложений для платформ мобильных устройств) ситуация уже затрагивает и операторов мобильной связи.

Эксперты отмечают, что конкурируя со Skype и другими подобными сервисами, традиционные операторы связи используют различные экономические методы. Это как создание собственных предложений и продуктов с использованием технологии VoIP (к примеру, «МультиФон» от оператора «МегаФон»), так и приобретение VoIP-операторв. Говоря о новых угрозах для традиционных операторов, докладчик отмечает активность компании Google, которая начинает продвигать свои услуги голосовой и видеосвязи по технологии VoIP. В частности, сервис Google Voice уже начал активное развитие на территории США.

По словам Вячеслава Борилина, для того, чтобы успешно конкурировать с VoIP-проектами, операторам нужно выводить на рынок собственные сервисы VoIP и создавать свой уникальный клиентский продукт. Оператору необходимо уйти от концепции предоставления VoIP, как отдельного сервиса и предоставлять несколько сервисов, часть из которых (к примеру, непосредственно голосовой трафик) был бы бесплатным и компенсировался за счет других дополнительных услуг. Одним из решений, которые оператор может предложить, является услуга видеоконференцсвязи (ВКС), которая пользуется все большей популярностью как у частных, так и корпоративных клиентов. Также эксперты отмечают, что для успешного запуска собственного VoIP-сервиса оператору необходимо ориентироваться сразу на все абонентские сегменты (частные абоненты, SMB и крупные клиенты) и предлагать различные наборы сервисов каждой из этих категорий.          

Ранее по этой теме:

3 декабря 2010 г. «Интерком 2010»: в будущее через Интернет

19 ноября 2010 г. К чему пришли и чего ждать. Рассказали на Mobile VAS Conference

22 ноября 2010 г. Новые стратегии и идеи. Второй день Mobile VAS Conference

21 ноября 2008 г. «Интерком-2008». День первый, беспроводной 

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: voip, телекоммуникационные услуги

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода