ОАО «Невская Косметика» — один из крупнейших отечественных производителей косметической продукции, средств по уходу за полостью рта, мыла, стиральных порошков и товаров бытовой химии. По итогам 2009 года компания занимает первое место среди отечественных производителей туалетного мыла и входит в число лидеров производителей зубных паст. Постоянно расширяется ассортимент продукции по уходу за домом, стиральных порошков, мыла. Число сотрудников, работающих в компании, — более 1000 человек.
Существующая на момент начала внедрения система контролировала лишь часть информационных потоков. Отсутствие интеграции между производственными модулями вело к необходимости многократного ввода первичной информации, что приводило к несогласованности данных по времени и содержанию. Существовавшая система автоматизации разрабатывалась для работы с меньшим объемом данных, чем используется сегодня. В результате система продаж могла оказаться не в состоянии поддерживать имеющийся объем данных. Также имеющаяся система автоматизации устарела как морально, так и технически, что делало нецелесообразным дельнейшее ее развитие.
Руководство «Невской косметики» осознавало необходимость:
- проведения стандартизации и повышения эффективности процессов управления предприятием, устранения опасности потери работоспособности системы сбыта,
- повышения эффективности процессов планирования, стандартизации
- ускорения документооборота,
- достижения информационной «прозрачности» предприятия,
- повышения качества продукции и обслуживания клиентов,
- снижения издержек и складских запасов.
Для решения этих задач в августе 1999 года было принято решение о замене существующей информационной системы на интегрированное программное обеспечение SAP ERP, в связи с чем был сделан проект по оснащению предприятия современной компьютерной техникой, приобретению и освоению системы SAP ERP в ее основной функциональности. Подрядчиком проекта была выбрана компания SAP Consult. Внедрение шло в несколько этапов:
- 1999 год. На первом этапе был осуществлен перевод информационной поддержки текущих операционных функций на базу ERP. Основная цель — создание информационной и финансовой системы сбыта в рамках функций существующей системы. Прочая функциональность внедрялась только в необходимом для поддержки системы сбыта объеме. На данном этапе не предполагалось изменение бизнес-процессов.
- Июнь 2000 года. Задача второго этапа состояла в расширении и углублении функциональности. Основной целью этапа было более глубокое внедрение системы сбыта и связанных с ней модулей, расширение функциональности за счет внедрения дополнительных модулей, а также функции планирования, логистики и контроллинга. На данном этапе вносились изменения в бизнес-процессы с целью достижения более полного использования опыта управления бизнесом, заложенного в решении SAP ERP.
- Январь 2001 года. Третий этап состоял во внедрении поддерживающих функций. Цель данного этапа — внедрение системы контроля качества, учета основных средств, маркетинга, финансового менеджмента.
После приобретения «Невской Косметикой» ЗАО «Байкальская Косметика» (в дальнейшем филиал ОАО «Невская Косметика» в г. Ангарск), в 2004-2005 гг. был осуществлен проект по внедрению системы SAP ERP в ЗАО «Байкальская Косметика» и переходу на единый план счетов ОАО «Невская Косметика» и ЗАО «Байкальская Косметика». Объем внедрения был практически идентичен объему внедрения, осуществленному в ОАО «Невская Косметика».
С покупкой «Невской Косметикой» ЗАО «ВинницаБытХим» (г. Винница, Украина) была поставлена задача внедрения системы SAP ERP в ЗАО «ВБХ», которая успешно завершена в 2008 году. Были внедрены решения SAP SD (Управление материальными потоками и продажи) и SAP FI (Бухгалтерский и управленческий учет).
Благодаря внедрению сейчас учет сырья, полуфабрикатов, готовой продукции на складах (в том числе цеховых), дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Невская Косметика» ведется в режиме реального времени. Учет запасов и движений готовой продукции на консигнационных складах по всей территории России происходит день в день. Оптимизированы затраты на информационную поддержку управления предприятием за счет отказа от «лоскутной» автоматизации в пользу интегрированного решения SAP ERP. Исключены ошибки, вызванные избыточностью данных и несогласованностью информации. Четко распределена ответственность между подразделениями (без дублирования функций) за счет использования функциональных возможностей SAP ERP на тех местах, где выполняется хозяйственная операция
В результате повысилась ответственность исполнителей за качество и своевременность информации, вносимой в систему, что привело к снижению числа ошибок и повышению оперативности учета.
На данный момент в системе работает около 100 пользователей. В дальнейшем планируется развитие направления Бизнес-аналитики (BI).
«В результате внедрения мы добились оперативного доступа к информации на любом уровне управления предприятием, повысили эффективность процессов управления предприятием, устранили опасности потери работоспособности системы сбыта и смогли достичь информационной «прозрачности» предприятия, что для нас очень важно. Мы не планируем останавливаться на достигнутом: в ближайших планах — развитие направления Бизнес-аналитики», — Заместитель Генерального директора по финансам, экономике и развитию Евгений Александрович Гордеев.
«Внедрение SAP ERP явилось катализатором оптимизации важнейших для ОАО «Невская Косметика» бизнес-процессов и развития компании в целом. Решения SAP для косметической отрасли имеют прочные позиции в мире и уже зарекомендовали себя с сильной стороны в России. Надеюсь, что тот ценный опыт компании «Невская Косметика» в области внедрения и использования решений SAP отрасли пригодится остальным ученикам российской косметической индустрии», — сказал Игорь Богачев, директор департамента по работе с клиентами, SAP СНГ.
Информация о компании «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА»
ОАО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» — крупнейший отечественный производитель косметической продукции, средств по уходу за полостью рта, мыла, стиральных порошков и товаров бытовой химии. Производство размещено на трех заводах в Санкт-Петербурге, г. Ангарске Иркутской области и г. Виннице (Украина). По итогам 2009 года компания занимает первое место среди отечественных производителей туалетного мыла, входит в тройку лидеров по продажам средств по уходу за полостью рта. Компания имеет развитую сеть дистрибьюции по России и в странах СНГ. В 2000г. компания первой из всех косметических предприятий России получила сертификат в системе ГОСТ Р, подтверждающий соответствие системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001-2000. Цель компании — выпуск востребованных и доступных для миллионов семей продуктов повседневного спроса, не уступающих по качеству западным аналогам, но при этом имеющих более доступную цену. В планах компании — развитие существующих продуктовых коллекций во всех значимых сегментах рынка, улучшение представленности продукции в регионах.
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)
Рубрики: Интеграция, ПО