Сегодня даже государственные банки понимают, что тем финансовым организациям, которые ориентированы на рост, нужно опережающими темпами развивать IT-инфраструктуру. На решение этой задачи направлены проекты по созданию SOA-архитектуры. Существует два типа информационных систем: одни необходимы для автоматизации операционной деятельности, другие - аналитические системы - используются для поддержки принятия решений. В операционной деятельности для банка важно быстро в сжатые сроки выводить на рынок новые продукты, легко менять их параметры, быстро подключать новые точки продаж, оперативно реагировать на потребности клиентов. Все это можно делать в том случае, если ИТ-ландшафт организации построен в парадигме технологии сервисно-ориентированной архитектуры SOA. В этом случае ИТ-системы, включенные в ландшафт, представляют собой наборы слабосвязанных сервисов: можно достаточно быстро подключать либо менять какие-то системы. Альтернативой этого подхода является монолитная банковская система, однако опыт последних лет показал, что такие системы достаточно сложно внедряются и не обеспечивают в перспективе нужной гибкости для бизнеса.
Проект Сбербанка РФ «Кредитная фабрика» стартовал в Москве в начале года, а в Северо-западном регионе, в ходе второго этапа, в июле 2009 года. В рамках «Фабрики» предусмотрен переход банка на централизованную процедуру принятия решений по кредитным заявкам физических лиц. Она позволит сократить время рассмотрения заявок и улучшить качество кредитного портфеля. Это собственный проект банка, к работе над реализацией различных этапов которого привлекаются как сторонние компании, так и собственные специалисты.
ИТ-ландшафт «Кредитной фабрики» включает фронт-офисную систему компании Experian, автоматизирующую прием и рассмотрение кредитных заявок, и интеграционное решение для связи системы с широким спектром информационных систем, установленных в Центральном Аппарате Сбербанка России, в его 17 территориальных банках, а также в офисах его партнеров. Разработчиком данного решения была выбрана компания «Неофлекс», имеющая опыт по внедрению аналогичных SOA-проектов в ряде других финансовых организаций, таких как «Ренессанс Кредит», Cetelem, «Еврофинанс Моснарбанк», «КИТ Финанс», «КМБ Банк» и др.
Руководством «Сбербанка» перед «Неофлекс» была поставлена задача разработать интеграционное решение, которое охватит всю структуру банка, и поможет обеспечить сбор информации с различных информационных систем центрального аппарата и территориальных банков.
В предложенную систему входит центральное интеграционное решение на платформе IBM WebSphere Process Server, развернутое в центральном аппарате «Сбербанка» в Москве. В Петербурге в территориальном банке было развернуто локальное решение на платформе IBM WebSphere ESB. Транспортная система, связующая решения, реализована на базе IBM WebSphere MQ. Интеграционное решение обеспечивает получение информации о потенциальном заемщике из внешних информационных сервисов партнеров, сбор и передачу в систему обработки кредитных заявок, передачу в учетные системы банка данных по одобренным заявкам, необходимых для подготовки и открытия кредитных договоров и др. В течение 2009-2010 года SOA- решение охватит все территориальные отделения «Сбербанка».
Что касается тенденций в финансовом секторе, то государственные банки вообще усилили активность в реализации ИТ-проектов, связанных с построением инфраструктуры для выдачи и обслуживания массовых кредитных продуктов. Что вполне понятно: в то время, как большинство частных и иностранных банков сократили объемы кредитования, госбанки, не испытывающие сложностей с финансированием, стремятся увеличить долю в этой нише.
Что еще прочитать по данной теме
25 августа 2009 г. «АйТи» завершила первый этап модернизации ИТ-инфраструктуры Северо-Кавказского банка Сбербанка России
Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)
Рубрики: Интеграция, ПО, Финансы