rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Управление жизненным циклом изделий для судостроения обсудили на PLM-форуме

26 июня 2009 года в Петербурге в рамках официальных мероприятий четвертого международного «Военно-морского салона» был проведен PLM-форум «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка». Основная часть докладов была посвящена различным проектам, связанным с «Объединенной судостроительной корпорацией», которые выполняют или предлагают к реализации специализирующиеся на PLM-решениях компании. Другая часть выступлений была связана с презентациями разработчиков и методологиями внедрений.
Организаторами мероприятия выступили информационный центр «Маринконф», при поддержке корпорация IBM, Sun Microsystems, Elcom и компании «Ирисофт». 

Одной из заметных тенденций современного производства сложных технических изделий, к которым относятся корабли, суда и морские сооружения, является широкое внедрение систем сопровождения изделий на протяжении всего его жизненного цикла, включая разработку, производство, эксплуатацию и утилизацию. Основной целью внедрения является сокращение срока выхода продукции на рынок, снижение ее себестоимости и повышение качества. Отечественные судостроители находятся в самом начале освоения информационных технологий, отставая от ведущих промышленно-развитых стран. Это отставание чревато сокращением экспорта военной продукции и полного вытеснения с внутреннего рынка гражданского судостроения. 

По словам руководителя проекта НТР департамента перспективного развития «Объединенной судостроительной корпорации» Игоря Захарова, ОСК занимает в общем объеме отраслевого производства более 58%. При этом дальнейшее развитие ОСК предполагает решение комплекса задач, в которые входит развитие его информационной инфраструктуры, как фактора определяющего облик современного производства и системы эксплуатации. На сегодняшний день это крупная практическая проблема, которую пытаются решить с конца 80-х гг. Данное направление, под которым подразумевается непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия, получило наименования CALS. 

CALS-технологии следуют определенной логике. На начальном этапе формируется электронный архив по документации по изделию. Он представляет собой базу данных - электронный  аналог «бумажного» архива документации по кораблю или судну. На втором этапе создается система документооборота, позволяющая оперировать данными электронного архива. На третьем этапе создается единая среда проектирования всех объектов, включая чертежи, спецификации и трехмерные модели проектируемых кораблей и судов. На четвертой ступени находится PDM-система управления данными об изделии. После реализации всех этих этапов появляется возможность перехода к созданию системы управления жизненным циклом – PLM.  Как отметил Игорь Захаров, в настоящее время в полном объеме внедрить  в отечественной судостроительной промышленности какой-либо из CALS-проектов не удалось. Вместе с тем, на ряде предприятий, в том числе и ОСК, осуществлены и продолжают развитие проекты, реализующие отдельные элементы CALS. В качестве одного из примеров спикер привел создание архива по проекту «Приразломное» на ПО «Севмаш»., а также работы, которые с нынешнего года развертываются в направлении информатизации в рамках ФЦП «Развитее гражданской морской техники». В этой программе примут участие многие предприятия ОСК.  


По словам представителя «Балтийского завода», на примере одного из отсеков предприятием была разработана трехмерная модель, позволяющая получать информацию о составе боевых и технических средств, текущем состоянии корабля, обучать личный состав, управлять эксплуатацией, заказывать запасные части и пр. На «ЦМКБ «Алмаз»», как рассказал представитель ОАО «Северная верфь», с помощью электронной модели проекта корвета отрабатывалось взаимодействие проектанта, завода-строителя, заказчика и поставщиков комплектующего оборудования. При разработке проекта и строительстве подводной лодки на ЦКБ «Рубин» была создана электронная модель, внедрена PDM-система управления данными, сформирована электронная эксплуатационная документация. 

В целом,  на сегодняшний день в отрасли необходимо выполнить пересмотр российских отраслевых стандартов, с целью минимизации отличий российских требований от требований наиболее распространенных в мире стандартов. Актуально создание  единого информационного пространства в масштабах как каждого предприятия в рамках его основной деятельности, так и всей корпорации, а впоследствии и отрасли. 

Задачи, которые стоят перед ОСК, по объединению потенциала отрасли в области разработки, строительства и поддержки изделий судостроения требуют создания эффективной многофункциональной информационно-управляющей корпоративной сети, считает президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев. В ее основу закладывается принцип централизованного управления логистической поддержкой , включая поставки запасных частей, комплектующих изделий и расходных материалов. 
Данная система, планируется, будет обеспечивать помимо выполнения основных элементов управления предприятиями, оптимизацию ресурсов с решением задач эффективного управления запасами. 

С близким по целям проектом инжинирингового центра ОСК выступил главный инженер ГК «Би Питрон» Владимир Герасимов. По его словам речь идет о создании единого проектно-конструкторского бюро гражданского судостроения, который бы смог осуществлять организационный реинжиниринг предриятий ОСК, разработать и реализовать стратегию технологического развития, сформировать технологическую базу и т.п. 

Современная методология PLM, в отличие от утилитарного понимания как набора программных продуктов в области CAD/CAM/CAE/PDM, представляет собой стратегический подход к бизнесу, считает генеральный директор «Продуктивные технологические системы» Вячеслав Климов. Тотальный подход к PLM предусматривает два уровня его интерпретации – как концепции управления жизненным циклом изделия, и как создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование различных инструментальных средств на различных этапах жизненного цикла изделия. Мировыми лидерами в области PLM для разработки изделий являются компании РТС и IFS. Обе компании разрабатывают свои решения в SOA-архитектуре, что позволяет создавать оптимальные конфигурации программных комплексов в совместимой по данным информационной среде. 

Отметим доклад старшего консультанта по процессам и методам компании РТС Григория Чернобыля, посвященный методологии управления проектом на базе метода «Ворота качества». Сегодня практически все крупные компании заинтересованы в повышении уровня стандартизации и улучшении процессов. За последние 30 лет судостроительная отрасль претерпела кардинальные изменения. Раньше все детали и компоненты корабля проектировались и изготавливались на верфи. Современный завод обязан координировать действия многих партнеров по проектированию и производству, выполнять функции системного интегратора и генерального конструктора. 

Метод «Ворот качества» (Gate Process) выступает инструментом контроля процесса производства продукции. Метод предполагает использование контрольных точек на этапах согласования задач, а также для оценки эффективности проекта на различных этапах для внесения изменений. Данную технологию сегодня продвигают ряд поставщиков PLM. Отличие РТС от других компаний в том, что корпорация способна не только внедрить полномасштабную концепцию разработки изделий, но и поэтапно развертывать решения в соответствии с требованиями клиента к максимальной рентабельности вложений в средства управления жизненным циклом изделия. 

Другого ведущего производителя PLM-решений компанию IFS – разработчика и поставщика системы IFS Applications на форуме представил директор по работе с корпоративными клиентами  «ИФС СНГ» Владимир Аленичев. На рынке решений для интегрированной логистической поддержки для оборонной и авиационной отраслей доля компании составляет 41%. В России у IFS среди заказчиков такие компании как НПО «Сатурн», Внуковский авиаремонтный завод, ОАК «Транспортные самолеты»», корпорации «Иркут» и др. 

Отдельная часть выступлений была посвящена проблеме внедрения технологий информационной поддержки жизненного цикла вооружений и военной техники (ВВТ). Об этом говорили представители отраслевых институтов - 46 ЦНИИ и 21 ЦНИИ МО ФР. Выступавшими было отмечено, что на этапе исследований и разработок внедрение информационных технологий позволяет повысить эффективность работ, а также сократить сроки и затраты. На этапе эксплуатации данные технологии обеспечивают рациональное управление номенклатурой предметов снабжения и МТО войск, оперативный контроль доступа к требуемой информации о ВВТ в ходе ее эксплуатации. Актуальными проблемами для военных в этой области являются нескоординированность управления внедрением, несовершенство нормативно-правовой базы и научно-методического аппарата, наконец, отсутствие специалистов в области информационной поддержки ВВТ и системы обучения. 

Что еще прочитать по данной теме



Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: автоматизация бизнес процессов, автоматизация производств, автоматизация, автоматизация процессов, автоматизация предприятий, интеграция, системная интеграция, системный интегратор, сзфо, северо западный федеральный округ, санкт петербург, петербург, Северо-Запад, ирисофт

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода