rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Разговор дороже денег

Начиная с прошлой осени пользователи сотовой связи стали сокращать расходы на мобильную связь. Но в основном делают это, переходя на более дешевые тарифы. Ограничивать себя в разговорах абоненты пока не готовы
Четвертый квартал был кризисным, и мы почувствовали это влияние на себе«, — признался президент МТС Михаил Шамолин, представляя итоги IV квартала и всего 2008 года. Прежде всего расходы на мобильную связь сокращают высокодоходные корпоративные клиенты, сказал Шамолин, не уточнив насколько. Частный абонент, по его словам, очень редко осознанно решает ограничить расходы на мобильную связь, а корпоративные клиенты «делают это быстро, эффективно и в приказном порядке».

Корпорации на проводе

Наблюдения Шамолина подтверждаются свидетельствами некоторых компаний-клиентов. Например, ТГК-1 в декабре сократила расходы на мобильную связь на 18% по сравнению с ноябрем, урезав лимиты разговоров по служебному телефону всем сотрудникам, рассказал представитель компании. Теперь сотрудники ТГК-1 стараются больше общаться по фиксированному телефону. Сотрудник крупного информагентства еще в прошлом году был вынужден сменить оператора, так как его компания полностью перестала покрывать расходы на мобильную связь.

«Вымпелком» в конце 2008 г. заметил снижение трафика, генерируемого медиакомпаниями, признает его вице-президент по развитию корпоративного бизнеса Андрей Патока. Отчасти сокращение трафика спровоцировало закрытие компаний — издательств и медиахолдингов, добавляет он. В целом в корпоративном сегменте пока «ничего драматичного» не происходит, подчеркивает Патока. Пользователи из госсектора, транспортных предприятий и предприятий тяжелой промышленности стали говорить по телефону даже чуть больше; часть банков сокращают затраты на связь, но у некоторых трафик растет. А в ритейле, легкой промышленности, нефтегазовом секторе и металлургии «все проходит без каких-либо ярких колебаний», утверждает Патока.

По данным исследования Avanta Personnel (проводилось в конце декабря 2008 г., опрошено 70 предприятий), компенсации расходов сотрудников на мобильную связь сокращают 19% компаний. До начала кризиса такие компенсации предоставляли работникам девять из 10 компаний. В этих условиях главное — поддерживать отношения с клиентами, удержать их, комментирует Шамолин. «Вымпелком», как и МТС, старается удержать клиентов и разрабатывает специальные тарифные планы и акции, призванные оптимизировать их расходы на связь и помочь контролировать их, добавляет Патока.

Представители «Мегафона» не комментируют, как кризис сказывается на поведении его корпоративных абонентов. Но московская «дочка» компании — «Соник дуо» пока не испытывает с ними проблем, говорил недавно «Ведомостям» советник ее гендиректора Роман Проколов. Правда, доля «Мегафона» на корпоративном рынке исторически ниже, чем, например, у МТС. Бывший исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Жан-Пьер Вандромм в начале года признавался «Эксперту»: у МТС таких клиентов «примерно столько же, сколько у нас и “Мегафона”, вместе взятых».

Клиенты стали меньше тратить на самые дорогие услуги — роуминг, междугородную и международную связь, добавляет Шамолин. Причем стимулировать трафик на этих направлениях невозможно, так как он напрямую привязан к деловой активности, сетует он. «Вымпелком» и «Мегафон» были вынуждены повысить тарифы на международный роуминг, так как из-за падения курса рубля по отношению к основным валютам — доллару и евро — стали предоставлять эту услугу себе в убыток. МТС повысила роуминговые тарифы лишь на бизнес-направлениях, а на популярных среди туристов, наоборот, понизила.

Необходимая услуга

Абоненты массового сегмента, по данным МТС, в IV квартале 2008 г. оказались подвержены влиянию кризиса меньше. Они не прекращают пользоваться связью, хотя переходят с более дорогих тарифных планов на более дешевые, рассказал Шамолин. Относительно новым «кризисным» поведением может стать более внимательное отношение абонентов к уровню цен на используемом тарифе и попытки найти оптимальное по соотношению цены и качества предложение как у своего оператора, так и в целом на рынке, соглашается гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов.

Исследование группы «Комкон» показало, что население все же стало экономить на сотовой связи. В декабре 2008 г. 20% опрошенных россиян признались, что стали тратить меньше, а в январе — 16%. В IV квартале средние траты абонента на сотовую связь сократились по сравнению с предыдущим кварталом на 7% до 423 руб. в месяц. Ежемесячный счет абонента МТС в рублях также упал в октябре — декабре на 8% по сравнению с III кварталом.

Но меньше разговаривать абоненты не стали — по крайней мере у МТС. Средняя продолжительность их разговоров в месяц увеличилась с 213 минут в III квартале 2008 г. до 218 минут в IV квартале. «Вымпелком» и «Мегафон» еще не отчитались за IV квартал.

Пользователи вряд ли откажутся от общения или драматически сократят его объем, уверен Изосимов. Пока ситуация на рынке подтверждает тезис о том, что услуги связи уже перешли для населения России в разряд базовых и необходимых, считает он.

Отток или лояльность

Изосимов полагает, что экономия на сотовой связи может усилить миграцию части абонентов, особенно чувствительных к цене, между сотовыми сетями и в результате повысить уровень оттока у операторов. Если сам оператор помогает экономить своему абоненту, то это ведет, наоборот, к сокращению оттока и повышению лояльности клиентов, возражает Шамолин. Например, абоненты МТС стали чаще переходить на тарифы с низкой стоимостью внутрисетевых звонков и, как следствие, больше разговаривать с другими подписчиками на услуги этого оператора. Отток абонентов МТС в России сократился в IV квартале до 6,4% с 9,1% кварталом ранее. Правда, в IV квартале 2007 г. его уровень был еще ниже — 5,1%.

Несмотря на кризис, абоненты активно пользуются дополнительными услугами. В IV квартале 2008 г. общая российская выручка МТС упала на 4% (по сравнению с III кварталом), но доходы от допуслуг — в основном связанных с передачей данных и контентом — выросли почти на 5% до 8,18 млрд руб. Доля дополнительных услуг в среднем ежемесячном счете на абонента (ARPU) достигла в последнем квартале года 17% (в III квартале — 15%). «Это говорит о том, что проникновение дополнительных услуг в нашей абонентской базе стремительно растет <...> и этот тренд продолжится, несмотря на сокращающиеся доходы населения», — уверен Шамолин.

 
Тимофей Дзядко

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон, Скай Линк

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода