rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

ИТМО подводит итоги инновационной программы

Завершилось выполнение образовательной программы Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий (ИТМО), механики и оптики «Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области оптических и информационных технологий». Она была реализована в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 – 2008 годах. Ее реализация позволила существенно изменить методику обучения по многим дисциплинам, улучшить условия работы преподавателей и обучения студентов, увеличить дополнительное финансирование выполнения НИР, ОКР и грантов в области высоких технологий, а также материально­технической базы университета. Финансирование программы осуществлялось как за счет федеральных средств, так и со-финансирования со стороны ряда ведущих петербургских ИТ-компаний.

«Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области оптических и информационных технологий» являлась правительственной программой, за право участвовать в которой боролись 40 вузов страны.

Цель программы состояла в создании инновационной системы подготовки специалистов нового поколения по пяти научно¬образовательным направлениям: технологии программирования и производства программного обеспечения, встроенные вычислительные системы, интегрированные компьютерные технологии проектирования и производства приборов и систем, фотоника и оптоинформатика, лазерные технологии и системы. Программа выполнялась по пяти задачам: образовательной, интеграционной, кадровой, предпрофильной подготовки и внешнего оценивания. Особое внимание при реализации было уделено вопросам поиска и формирования системных решений, обеспечивающих получение устойчивых результатов, и их дальнейшее развитие.

В ходе выполнения программы были разработаны четырнадцать инновационных образовательных программ подготовки магистров, базирующихся на компетентностной модели специалиста и одобренных профессиональным сообществом. Обучение по новым программам началось с сентября 2008 года. На обучение было принято 153 магистранта.

Преподаватели стали больше использовать возможности мультимедиа и компьютерной техники. В состав разработанных учебно-¬методических комплексов в обязательном порядке включаются комплекты контрольных заданий и тестов, электронные презентации, виртуальные лаборатории, электронный глоссарий, анимированные демонстрации. Все эти материалы позволяют эффективно организовывать СРС и увеличивать ее долю в учебном процессе до 75 %. В ходе реализации программы были оптимизированы ключевые процессы и виды деятельности вуза. Расширены возможности системы дистанционного обучения AcademicNT, внедряется балльно­рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов. Для обеспечения учебного процесса библиотекой приобретена дополнительная литература, в том числе и иностранная, предоставлен on¬line доступ к иностранным монографиям. Проведена работа по разработке блока предпрофильной подготовки для формирования и отбора мотивированного контингента обучающихся.

В рамках программы было закуплено значительное количество современного как отечественного, так и зарубежного лабораторного оборудования на общую сумму свыше 450 млн. рублей, что составляет более 80 % расходов по выполнению программы.

Новое оборудование оказывает существенное влияние на модернизацию учебного процесса. Его использование позволяет увеличить долю самостоятельной работы студентов, сделать процесс преподавания более наглядным, способствует приобретению студентами опыта для работы на современном оборудовании. Увеличилось число учебных аудиторий, оснащенных мультимедийным оборудованием. Так, например, создан новый научно-образовательный центр «Лазерные микро­ и нанотехнологии», который включает научно-учебные лаборатории: лазерной микро­ и нанотехнологии, микро­ и нанотехнологий в лазерной биомедицине, лазерных информационных и технологических систем. К созданию центра, в финансовом и организационных планах, подключились петербургские компании «Лазертех», «Мобильные лазерные системы» и др.

Все образовательные программы, реализуемые в этих лабораториях,  ориентированы на подготовку отечественных и зарубежных студентов и повышение квалификации специалистов по лазерным микро­ и нанотехнологиям. В рамках выполнения инновационной программы закуплены фемтосекундные и пикосекундные лазеры, мощные полупроводниковые лазеры и др. На этом оборудовании уже выполняются магистерские и бакалаврские работы.

Важным результатом в части модернизации помещений стало создание первых в университете обеспыленных лабораторий. Их наличие – необходимое условие для разработки и создания элементной базы современной техники в области нанотехнологий, оптического материаловедения фотоники и оптоинформатики. В данном случае сотрудничество оказала компания «Бипитрон».

В качестве других примеров можно отметить возможность проведения лабораторных практикумов по технологиям сканирования изделий с помощью бесконтактной оптической измерительной системы «ATOS I 350», быстрого прототипирования изделий с помощью 3D¬принтера EDEN 350V Objet Geometries, оцифровки полученных моделей и передаче их в другие лаборатории в электронном виде.

На базе приобретенного оборудования на кафедре вычислительной техники переоснащена компьютерная сеть, ядром которой являются новейшие гигабитные коммутаторы фирмы D¬Link и четыре высокопроизводительных сервера ведущей компьютерной компании «Крафтвэй». Закуплено компьютерное оборудование для обеспечения 15 рабочих мест в библиотеке. Компьютеры установлены в новом зале доступа к внешним и внутренним электронным ресурсам.

С целью обеспечения высокого качества преподавания в условиях современной образовательной среды осуществлялось повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и сотрудников. Выполнение программы позволило существенно дополнить и модернизировать существующую в вузе систему дополнительного профессионального образования. В реализации этой задачи приняли участие как факультет повышения квалификации преподавателей университета, так и Академия «ЛИМТУ».

В результате ее выполнения за прошедшие три года повысили квалификацию и прошли профессиональную переподготовку 855 сотрудников вуза (из них 433 человека – в 2007 – 2008 годах и 107 человек за рубежом). Сотрудниками университета получены: 56 дипломов о дополнительном образовании, 175 дипломов о профессиональной переподготовке и 624 удостоверения о повышении квалификации.

Создана инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области оптических и информационных технологий. Более того, она включает в себя, помимо непосредственного процесса обучения и обеспечения научных исследований, системы предпрофильного отбора обучающихся и внешнего оценивания качества подготовки выпускников. В частности, для этого разработана методология, структура и схема функционирования Центра аккредитации и сертификации выпускников на базе известных организаций – Некоммерческого партнерства «Руссофт» (в области информационных технологий и разработки программного обеспечения) и Международной общественной организации «Оптическое общество имени Д.С. Рождественского» (в области оптотехники).

Принципиально важным в создании системы подготовки специалистов является представление результатов в виде товарно-оформленных продуктов, готовых для тиражирования и распространения в другие вузы и научно-производственные организации. Примерами таких продуктов являются инновационные программы, технологии обучения и оценки качества подготовки, учебно-методическое и программное обеспечение, а также проекты ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Приборостроение», «Фотоника и оптоинформатика» и «Оптотехника».

Масштаб влияния программы распространяется не только на инновационное развитие вуза. Ее выполнение окажет также заметное влияние на инновационное развитие отрасли, региона и системы высшего профессионального образования в целом. В учебных и научных лабораториях с уникальным оборудованием, закупленном в ходе реализации инновационной образовательной программы, предполагается выполнение различных исследовательских проектов студентами, аспирантами и сотрудниками не только петербургского университета, но и ряда других вузов. Такие лаборатории будут играть роль центра коллективного пользования.

Как сообщили в ИТМО, в вузе надеются, что выполнение программы позволит усилить лидирующие позиции университета как инновационного научно-образовательного центра в основных областях информационно-коммуникационных технологий: в области фотоники и оптоинформатики, с учетом того, что фотоника является физической основой обработки и передачи информации (волоконно-оптические линии связи, источники и преобразователи оптического излучения, дисплеи и др.), в области разработки программного обеспечения, построения вычислительных комплексов и сетей различного назначения. В настоящее время вуз планирует участие в конкурсе на звание национального исследовательского  университета. Подготовка к этому велась в течение нескольких лет.

В рамках национального проекта «Образование» в СЗФО реализовано несколько проектов с участием ведущих компаний рынка информационных технологий. К примеру архангельский филиал «СЗТ» предоставил доступ к глобальной сети Интернет на территории Архангельской области и НАО 280 учебным заведениям (см. новость раздела «Фиксированная связь» от 18 декабря 2008 г.). Свою лепту внес и «МТС» в рамках меморандума о сотрудничестве в правительством Петербурга (см. новость раздела «Мобильная связь» от 6 июня 2008 г.).

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Оборудование, ПО, Outsourcing, Кадры

Ключевые слова: обучение, it обучение, кадры

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода