Информационный портал ITSZ

Оригинал документа: http://spbit.su/news/n47252/


     
 

Сохраняя знания. «Тринити» сотрудничает с ВШМ

28.03.2008 02:48
В Высшей школе менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского государственного университета реализован проект по развертыванию информационной системы на базе архитектуры IBM Digital Media Center. Поставщиком решения и инсталлятором выступила петербургская компания «Тринити». Построенная система является одной из самых крупных по хранению данных в России. Архитектура IBM Digital Media Center позволяет сохранять большие массивы данных, например обеспечивать студентов из других регионов возможностью знакомиться с лекциями, которые читают преподаватели в Петербурге.

Компания «Тринити», специализирующаяся на рынке серверов и систем хранения данных, основана в Петербурге в 1993 году. В 2000 году «Тринити» открыла представительство в Москве, а в этом году – в Екатеринбурге (см. новость от 3 марта 2008 г.), и теперь группа компаний включает три компании. В настоящий момент «Тринити» занимается производством серверов собственного модельного ряда, проектными решениями по построению ИТ-инфраструктуры и решениями цифрового производства медиаконтента.

Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета начал работу в 1993 году в альянсе со Школой бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (г. Беркли). За 14 лет количество преподавателей выросло с 4 до 65, а студентов - с 33 до 1600. Факультет поддерживает партнерские отношения с 24 ведущими школами бизнеса США и Европы, предлагает слушателям 2 дипломные программы на английском языке: Master of International Business (магистратура) и International Executive MBA.

Работа по внедрению проводилась в рамках национального проекта «Образование». Общая стоимость проекта составила около $200 млн. В 2006-2007 гг. из федерального бюджета на эти цели было выделено 1,5 млрд рублей. Однако создатели школы рассчитывают привлечь к этому и крупный бизнес, заинтересованный в подготовке высококвалифицированных управленцев. По их расчетам, через 7-8 лет ВШМ выйдет на «операционное самофинасирование». Она уже не будет требовать бюджетных денег, обеспечив себя за счет предоставления платных образовательных услуг и программ финансирования от частных компаний.

Целью проекта было развертывание в ВШМ информационной системы, которая должна обеспечить хранение и использование самых разных данных в соответствии с их ценностью. При этом заказчик ставил условием гибкость и возможность масштабирования системы, для того чтобы оперативно обеспечить необходимые технические ресурсы для новых образовательных сервисов. Другой целью является желание руководства ВШМ сохранить тот пласт знаний, который постепенно утрачивается с уходом ведущих преподавателей. Внедряемое решение должно стать частью большой системы, на которую будут складываться видеозаписи лекций тех или иных преподавателей. Она может быть использована в том числе и для дистанционного обучения. Таким образом, студент, обучаясь в университете, может получать доступ к ресурсам, просматривать те или иные материалы».

В ходе проведенного тендера поставленным задачам в большей степени соответствовало предложение компании IBM Digital Media Center, заточенное под работу с организациями, которым приходится иметь дело с большими объемами данных. Так, например, Digital Media Center используется в телевизионных компаниях CNN и НТВ. В качестве интеграторов были определены петербургские компании «Тринити» и ВСС.

Проект стартовал в августе 2005 года. По словам руководителя отдела системной интеграции «Тринити» Сергея Селезнева, компания выступила в качестве поставщика одного из комплексных решений на базе оборудования IBM, на котором инсталлировалось обеспечение от компании «Медит Профи». Нижний уровень инфраструктуры (подготовку помещения серверной и системы гарантированного электропитания) обеспечила компания ВСС. Компания «Тринити» осуществила поставку оборудования и инсталляцию программного обеспечения. От «Тринити» во внедрении участвовала команда из пяти человек.

Ключевыми компонентами Digital Media Center в ВШМ являются системы хранения на дисках и ленте. В соответствии с концепцией ILM материалы, к которым обращаются часто, размещаются на четырех дисковых массивах System Storage DS4800 суммарной емкостью 100 ТБайт. В них использованы быстрые жесткие диски Fibre Channel и SATA. Для архива была выбрана ленточная библиотека System Storage TS3500 с приводами LTO, способная вместить более 1 ПБайт (более 2 ПБайт в сжатом виде). Библиотека работает медленнее дискового массива, но стоимость хранения на ней единицы емкости существенно меньше. По мере снижения частоты обращения к данным они перемещаются с дисков на ленту через сеть хранения данных SAN, построенную на основе новейшей высокоскоростной технологии Fibre Channel 4 Гбит/сек.

Другой составляющей решения являются программные инструменты из семейства Tivoli, в частности, Tivoli Storage Manager (TSM). Автоматизация процессов управления хранением позволила исключить ошибки операторов, облегчить техническое сопровождение систем и избежать разрастания IT-подразделения. TSM организует иерархическое управление хранением (HSM) для Digital Media Center, перемещая файлы по ресурсам в соответствии с ценой мегабайта хранения, скоростью записи и поиска, и общими ограничениями емкости в соответствии с заранее определенными политиками.

В качестве аппаратной платформы для системы управления хранением были использованы серверы IBM System x 346. Помимо удобства работы с решениями на базе стандартных компонентов Intel-серверы от IBM обеспечивают еще и высокую надежность за счет применения технологий, изначально реализованных для мейнфреймов. Надежность системы хранения обеспечивается и на других уровнях: дублируются основные компоненты дисковых массивов, ленточной библиотеки и коммутаторов сети SAN, пути доступа к системам хранения, организуется резервное копирование данных.

В IT-системе ВШМ использовано решение на базе процессоров POWER. Серверов два: модели IBM System p 550 и 570. Они поддерживают критически важные для ВШМ процессы – портальные решения и системы SAP. В распоряжение администратора POWER-серверы предоставляют целый арсенал средств, позволяющих без труда консолидировать и оптимально распределять рабочие нагрузки. С помощью технологий виртуализации (Dynamic LPAR, Micro-Partitioning) ресурсы одного процессора делятся между различными приложениями, или несколько процессоров могут быть объединены в общий пул для решения требовательных к вычислительной мощности задач. С помощью функции Capacity on Demand администратор может активизировать установленные, но временно не задействованные процессоры и ресурсы памяти – в тот момент, когда они понадобятся, то есть в режиме «по требованию». Плюсом являются и широкие возможности повышения безопасности и отказоустойчивости, например технологии обнаружения причины сбоя, дисковые отсеки с «горячей» заменой, резервирование систем питания и охлаждения и т.д.

Первым этапом проекта стала поставка оборудования. Затем была подготовлена серверная. Внедрение с момента поставки затянулось в связи с тем, что у заказчика была не полностью готова IT-инфраструктура. Также здесь пришлось решить ряд задач, поскольку ленточная библиотека из шести отдельно стоящих шкафов имела нестандартные габариты. Серверный парк состоял из машин от разных производителей, разной степени надежности и функциональности. Сегодня весь спектр задач, не относящихся к хранению, – от поддержки электронной почты до баз данных – исполняется на трех блейд-серверах, построенных на базе решений семейства IBM System x. Кроме унификации оборудования, что существенно облегчает работу администраторов, блейд-серверы обеспечивают целый ряд преимуществ. Высокая плотность монтажа вычислительных мощностей позволяет разместить оборудование на дефицитных площадях гораздо компактнее. Кроме того, блейд-серверы дают возможность сократить затраты на энергопотребление и охлаждение оборудования и помещения. Такие системы демонстрируют высочайшую производительность на 1 Ватт потребляемой мощности и обеспечивают возможность масштабировать систему: добавлять новые модули или заменять «лезвия» в шасси можно без нарушения работы других блейд-серверов. После запуска оборудования и базовой настройки прошли период тестовой эксплуатации и конечная настройка оборудования. По окончании внедрения заказчику был предоставлен технический отчет. Таким образом, чистое время проекта составило порядка 2-3 месяцев.

Обучение специалистов заказчика проводилось непосредственно сотрудниками компании «Тринити». «Мы всегда стремимся проводить обучение параллельно с внедрением так, чтобы представители заказчика принимали непосредственное участие в работе, - прокомментировал Сергей Селезнев. - Даже если заказчик посетит авторизованные курсы, но не примет участия в процессе внедрения, то время, необходимое для полноценного администрирования комплекса, многократно возрастет». Было проведено общее обучение. Заказчика познакомили с тем, что сконфигурировано, проинсталлировано, как можно изменять те или иные параметры системы, чтобы большинство функций уже исполнять самостоятельно.

В России это одна из самых крупных систем по хранению данных. Система такого уровня типовой не является, поскольку хранит порядка 2 петабайт данных. Доработки системы происходят постоянно, поскольку система динамично меняется. Однако сейчас конфигурацией занимаются IT-специалисты СПбГУ. Сотрудничество с ВШП по дальнейшему совершенствованию Digital Media Center будет продолжено. В дальнешем создаваемая система обеспечит более широкую поддержку учебного процесса и различных образовательных сервисов.

В целом спрос на систему в других вузах Петербурга еще только формируется. Директор по развитию бизнеса «Тринити» Дмитрий Гриневич комментирует это так: «Многие имеют интерес, но до практических действий, тем более до финансовых трат на подобные проекты, руководство вузов пока не дошло. Перспективы у Digital Media Center достаточно большие, в конечном итоге российская система образования в вопросах IT-инноваций повторяет европейский и американский проекты. Проблемы здесь не в финансовых средствах, а в осознании того, какие технологии необходимы для эффективной работы существующей инфраструктуры. Руководство вузов должно осознавать необходимость этих технологий. И если это будет происходить, то внедрение технологий - это вопрос времени».

В 2005 году было объявлено о внедрении системы Digital Media Center в телевизионной компании НТВ. Она первой среди российских медиакомпаний реализовала новую систему. Основой решения стал аналогичный проект, реализованный на базе архитектуры IBM Digital Media Center в компании CNN. Внедрение ставило целью оптимизацию цифрового производства, реализацию архива и системы видеообмена.

В России с 1994 года действует Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet (Russian UNiversity Network). Она объединяет региональные сети, а также сети крупных научно-образовательных учреждений. RUNNet участвует в формировании единого информационного пространства сферы образования России и его интеграции в мировое информационное сообщество. В настоящее время сеть RUNNet является крупнейшей российской научно-образовательной IP-сетью, предоставляющей услуги более чем 400 университетам и другим крупным образовательным и научно-исследовательским учреждениям. Петербургский узел RUNNet расположен на территории Института точной механики и оптики (ИТМО). В Петербурге к сети подключено более 20 вузов, среди которых ИТМО, СПбГУ, СПбГЭТУ, ЛЭТИ, СПбГУАП.

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Регулирование, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 ITSZ. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.ITSZ.spbit.su
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web