Согласно президентскому указу, ОАО "ТРК 'Петербург'" (эфирный логотип - "Пятый канал") приравнено по статусу к трем общероссийским телекомпаниям - "Первому каналу", ВГТРК и НТВ. Федеральный взлет "Пятого канала" начался в 2005 году, когда основной пакет акций телекомпании перешел к структурам главы банка "Россия" Юрия Ковальчука. Сразу после этого ФГУП "Российская телерадиовещательная сеть" по личному распоряжению президента разработало для городского "Пятого канала" несколько десятков частот в регионах, которые "Пятый канал" и получил в течение двух лет, победив в федеральных конкурсах. Указ президента подтвердил амбиции "Пятого".
О проекте президентского указа Ъ сообщал еще 25 мая. По сведениям источников Ъ, его проект еще в июле поступил на согласование в Кремль, однако вышел только сейчас. Задержка могла быть связана с ожиданием пока не утвержденной программы перехода страны на цифровое вещание: она предусматривает формирование бесплатного цифрового социального пакета, куда наряду с пятью главными федеральными телеканалами ("Первый", "Россия", "Культура", "Спорт" и НТВ) теперь может попасть и "Пятый канал".
По официальной версии, "целесообразность внесения такого изменения (повышения статуса телеканала.- Ъ) связана с социальной значимостью программ" питерской компании (эфирный логотип - "Пятый канал"), вещание которых "осуществляется на территории более чем половины субъектов России и активно развивается как в крупных городах, так и в населенных пунктах с небольшой численностью населения". Как уточнила вчера Ъ гендиректор "Пятого канала" Марина Фокина, "реализовать эти показатели без общероссийского статуса и соответствующих ему льгот канал бы не смог, поскольку вещание в малонаселенных городах не приносит рекламных доходов, а 80% рынка телерекламы сосредоточено в 27 крупнейших городах". К тому же "Пятый канал" использует государственные технические средства связи и располагает собственными частотами в 72 субъектах федерации, что, по мнению госпожи Фокиной, также является основанием для повышения статуса телекомпании.
Глава Федеральной службы по надзору в сфере СМИ и член Федеральной конкурсной комиссии Борис Боярсков в мае этого года весьма сдержанно комментировал претензии "Пятого канала", подчеркнув, что он "еще не везде успел освоить полученные на федеральных конкурсах частоты" и "каналу очень много нужно еще сделать по факту - и организационно, и технологически, и экономически". Вчера господин Боярсков был недоступен для комментариев. Однако к моменту подписания указа президента "Пятый канал" хотя и не освоил полностью все 83 полученные частоты, но существенно укрепил свои позиции, в том числе начал тестовое вещание (без права коммерческой деятельности) на 40-м канале в Москве и в 15 других крупных городах. "Это закономерное следствие развития проекта 'Пятого канала', который изначально претендовал на общероссийский статус. Конечно, административный фактор в таких решениях неизбежен, но поскольку речь идет о единственном канале родом не из Москвы, это не самая плохая идея",- считает президент "СТС Медиа" Александр Роднянский. А Эдуард Сагалаев полагает, что "'Пятый канал', судя по его эфиру, выдерживает заявленную концепцию, выполняя важную социальную функцию общерегионального общения, и поэтому имеет право на государственную поддержку и лоббизм, в том числе со стороны Владимира Путина. Но привилегированное положение этого не вполне государственного канала вызывает вопросы с точки зрения критериев присвоения общероссийского статуса".
Анна Пушкарская
Источник: Коммерсант СПб (http://spb.kommersant.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг, Кадры, Регулирование