Информационный портал ITSZ

Оригинал документа: http://spbit.su/news/n201059/


     
 

От электронного правительства к цифровому: надо быть жестче

06.06.2017 23:47
В рамках IX международного IT-форума, стартовавшего 6 июня в Ханты-Мансийске, эксперты обсудили перспективы развития цифрового правительства. Как показала дискуссия, в будущем эта отрасль вынужденно будет трансформироваться. В частности, придется принимать жесткие меры для повышения эффективности и контроля над затратами. Очень остро стоит вопрос финансирования проектов из области цифрового правительства: с одной стороны, денег не хватает, а с другой – наблюдается и перефинансирование.

Судя по тому, о чем говорили эксперты в области электронного правительства, перейти на уровень цифрового правительства без сложностей не удастся. Они были и есть на пути становления электронного правительства и в дальнейшем никуда не денутся.

Одна из проблем носит политический характер. С одной стороны, есть решение руководства страны о необходимости развития электронных госуслуг. Однако оно оценивается многими руководителями отдельных ведомств как мягкое, поэтому зачастую не выполняется или выполняется с недостаточным рвением.

Один из примеров – силовые ведомства. У электронных госуслуг, которые они оказывают, как правило, весьма положительная динамик. Именно по госуслугам таких организаций, как ГИБДД, достигнуты результаты почти в 70% предоставления в электронном виде. Причина такой динамики именно в том, что руководство силовых ведомств сделало электронные сервисы приоритетными, создавая преференции для тех, кто ими пользуется – это и прием без очереди, и скидки по штрафам, и т.д. Остальные же ведомства не занимаются продвижением в принципе, что отражается на динамике потребления электронных госуслуг.

Кроме того, перевод услуг в электронный вид зачастую меняет устоявшиеся в ведомстве процессы, что вызывает негатив со стороны чиновников. Они недовольны тем, что им самим приходится меняться, а также тем, что некоторые регламенты при перестройке могут перестать работать. Перевод услуг в «цифру» может привести к росту затрат и повышению рисков, что и приводит к негативу. Чтобы его преодолеть, руководство должно избрать более жесткую политику.

Некоторые эксперты уверены, что при переходе на «цифру» некоторые регламенты и формы в принципе нужно убирать. Например, никому сейчас не нужны бумажные трудовые книжки. Вся информация, которая может кому-либо понадобиться, существует в электронном виде. Еще более печальная ситуация с регистрацией по месту жительства. В больших городах граждане в принципе очень редко живут там, где зарегистрированы, а деревнях и так все знают, где кто живет. Так что этот «рудимент» советского времени надо уничтожать. Ведомства же пока не готовы от него отказаться и сопротивляются. Здесь нужна политическая решимость органов, уполномоченных проводить реформы, в том числе Минсвязи, причем эти реформы нужно проводить агрессивно. Стратегия обострения ситуации, конфликта с отраслевыми ведомствами может принести большие дивиденды.

Проблема есть и с тем, что в отделениях Почты России, которые, в теории, должны бы были помогать с регистрацией граждан в ЕСИА, по сути не работают в этом направлении. Также, по словам участников форума, плохая результативность и у налоговых органов.

МФЦ, конечно, занимается популяризацией электронных сервисов. Был даже опыт выезда в районные поликлиники, клиентам в регистратуре предлагали зарегистрироваться, чтобы потом записываться на прием к врачу через Интернет. Однако результативность проекта за месяц оказалась лишь 5% подключенных. К тому же, по словам экспертов, даже МФЦ не стали «оператором портала госуслуг»: пока есть «бумажные» варианты оформления, люди продолжают пользоваться ими. Единственная возможность переломить ситуацию – убрать схему «или – или», т.е. предоставлять ряд услуг лишь через Интернет.

Еще один важный вопрос – финансирование проектов электронного (и в будущем цифрового) правительства. Цифровая экономика – это необходимость для завтрашнего дня, но на нее потребуются инвестиции, так что их необходимо где-то найти. Можно требовать у Минфина – например, на модернизацию текущей инфраструктуры электронного правительства, ЦОДы и т.д.

Также финансирование перехода от электронного правительства к цифровому может проводиться за счет монетизации инфраструктуры электронного правительства. В этом направлении не все безоблачно, но есть подвижки. Например, можно будет оказывать данные по дистанционному открытию счетов благодаря запуску платформы биометрической идентификации. Сейчас с участием 10 ведущих банков «Ростелеком» ведется пилотный проект. «Ростелеком» инвестирует в это порядка 300 млн рублей, а запуск ее произойдет в конце года. Потом оператор будет оператором созданной платформы. В течение двух лет пилоты услуги по биометрической идентификации будут осуществляться бесплатно. Затем на ее основе можно создать единый банк идентификации граждан на всю страну. Будущее за монетизацией, уверены, представители «Ростелекома», и это даст толчок развитию всей экономики страны.

Эксперты уверены, что государство могло бы и более сдержанно финансировать электронное правительство, потому что деньги в основном расходуются не слишком эффективно. За провальные проекты никто не несет ответственности. Если бы денег было меньше или их давал бизнес, к затратам и их окупаемости относились более внимательно и провалов было бы меньше. Также улучшить ситуацию могло бы ужесточение наказаний за неудачные проекты – вплоть до уголовных наказаний. Так что и в этом отношении государство должно стать жестче.

Что касается ГЧП, то здесь также нужно менять правила игры, ориентируясь, прежде всего, на долгосрочное партнерство. Надо переходить к совместной работе государства и бизнеса. Например, бизнес возьмет на себя затраты на создание системы, эксплуатацию, ремонт, а прибыль будет делить с государством. Государству это выгодно, потому что через пару лет, когда участник ГЧП вернет вложение, государство не окажется перед необходимостью ставить на вой баланс очередную ИТ-систему и управлять и развивать ее. Бизнес же получит «долгий» проект. При этом на время до возврата инвестиций прибыль будет делиться из расчета 70 на 30, а потом – 50 на 50. Правда, чтобы бизнесу подобная схема сотрудничества стало более интересно, необходимо изменить регулирование этой области. 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование, Финансы, Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 ITSZ. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.ITSZ.spbit.su
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web