rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

SMSстоятельная работа

Когда сын одной моей знакомой - 12-летний отрок - за один вечер в легкую отправил 48 SMS-сообщений, стало ясно, что процесс вышел из-под контроля. Человечеству грозит еще одно массовое заболевание - SMS-зависимость. Как выяснилось, эта детская болезнь приносит операторам сотовой связи совсем недетские деньги.

По мнению психологов, увлечение SMS-сообщениями сродни азартным играм - немецкие специалисты, например, пришли к выводу, что около 380.000 их сограждан больны самой настоящей SMS-зависимостью. Один немецкий подросток, позаимствовав папин мобильник, наотправлял сообщений на 80.000 евро. То-то папе была радость. Еще один зарегистрированный случай SMS-помешательства: одна влюбленная пара долгое время общалась только при помощи SMS, даже когда сидели рядом друг с другом.

Мобильные сообщения пробрались и на самую верхушку общества. Вот, например, Мсвати III - король Свазиленда, маленького, но гордого африканского государства - взял, да и уволил премьер-министра своей страны при помощи SMS. Государь решил не тратить время на личные объяснения, а просто отправил "эсэмэску" членам своего правительства.

В России тоже бушуют африканские страсти. Так, впервые в мировой практике путем SMS-голосования в феврале этого года фондом "Общественное мнение" были проведены "предварительные президентские выборы", на которых, как нетрудно догадаться, в общем зачете победил ныне действующий президент.

Ну это так, разминка. На самом деле SMS-технология может послужить реальным орудием помощи в экстремальных ситуациях. В Чехии, например, смогли избежать многих человеческих жертв, когда на фабрике Spolchemie произошла утечка хлора. Все жители города были оповещены о случившемся SMS-сообщениями, которые они получили на свои мобильные телефоны. В России при помощи SMS-сервиса собирали деньги в пользу жертв бесланской трагедии.

Повесившиеся на Шнуре

Когда российский контент-провайдер Infon предложил своим абонентам узнать, "есть ли жизнь на Марсе", отправив SMS на сервисный номер компании, абоненты не прислали ни одного сообщения. Мораль сей басни такова: чтобы заставить народ слать "эсэмэски", нужно знать, что этому народу нравится.

По данным статистики, абоненты от SMS-сервиса ждут прежде всего возможности скачать на свой телефон очередную модную мелодию звонка. Сегодня, например, все рекорды по популярности бьет песня из "Ночного дозора".

Заполучить любую мелодию стоит 0,6-1,25 USD. Желающих воспользоваться услугой - навалом: по различным оценкам, на долю "мобильной музыки" приходится от 50% до 70% оборота российских операторов, которые они собирают на дополнительных - сверх трафика и посылки "обычных" (то есть письменных) SMS - сервисных услугах. По данным агентства "IKS-Консалтинг", в первом полугодии 2004 года российские операторы заработали на сервисе более 360 MUSD. (11% от общей выручки).

Неудивительно, что к столь выгодному бизнесу подключились и "пираты". Недавно представители операторов сотовой связи, музыкальных издательств и провайдеров развлекательных услуг подсчитали, что на долю "пиратов" приходится каждая пятая мобильная мелодия. Бороться с этой бедой приходится через суд. И небезуспешно: лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров, например, отсудил 100.000 рублей за незаконное распространение на мобильники мелодии из фильма "Бумер".

На втором месте по популярности находится использование SMS-технологии на различных интерактивных телешоу, а попросту голосование. Компания Gartner, исследовавшая рынок ТВ-SMS, выяснила, что 20% тинейджеров во Франции, 11% - в Британии и 9% - в Германии хотя бы один раз посылали SMS на телешоу.

В России явление только начинает попадать в поле зрения исследований, поэтому точных данных пока нет. Хотя представители контент-провайдера "Кроссмедиа Солюшнз" настаивают на том, что мобильный интерактив в России даже опережает успех мобильных мелодий (подробнее - см. ниже).

Есть еще один товар, которому в России пророчат светлое и весьма прибыльное будущее - SMS-игры. И хотя оценки здесь сильно расходятся ("Кроссмедиа Солюшнз" оценивает долю доходов от игр в 5-7%, не менее крупный провайдер Shamrock Games - аж в 35%), факт, как говорится, налицо: российские подростки полюбили нехитрые мобильные игрушки типа "Пираньи" и "Бойцовского клуба" и готовы выкладывать за них родительские денежки. Стоимость одного "выстрела" (или "удара кулаком") - около 2 USD.

На периферии отечественного SMS-бизнеса находятся SMS-знакомства. Доходы от мобильного сватовства никто толком не подсчитывал, однако все отмечают рост популярности подобной услуги. В России, по данным контент-провайдеров, насчитывается более полутора миллионов абонентов, которые регулярно обращаются к помощи мобильной "свахи". Процедура проста и, что немаловажно, абсолютно безопасна. Зайдя на сервис, можно выбирать себе собеседников по различным критериям (пол, возраст, знак Зодиака, увлечения, пристрастия и т.д.) и обмениваться с ними сообщениями, не раскрывая при этом своего номера телефона. По данным контент-провайдера Информ-мобил, ежедневно к виртуальному знакомству обращаются в среднем 15.000 абонентов со всей России, отправляя при этом порядка 100.000 запросов. Стоимость одного исходящего сообщения колеблется от 0,10 до 0,15 USD.

Голосуй или вылетаешь

Остановимся подробнее на совместных проектах сотовых операторов с медиа-компаниями.

Число телеформатов, в которых используются SMS, довольно обширное: reality-шоу, голосование, музыкальные каналы, телеигры, викторины, экранные чат-комнаты и дискуссии в прямом эфире. В России сейчас существует порядка 10 телеканалов, которые предоставляют возможность узнать о предпочтениях своих телезрителей посредством SMS: Первый канал ("Фабрика звезд"), НТВ ("Фактор страха"), ТНТ ("12 негритят"), СТС ("Ты - супермодель"), "Муз-ТВ" MTV и др. Стоимость одного телевизионного сообщения составляет от 0,15 USD до 2,49 USD.

Для операторов дело это выгодное: затраты невелики, а доход ощутим - например, голосование "Поддержи своего кумира" на "Фабрике звезд-3" принесло более 1 MUSD всего за пару месяцев. Операторы получают около 40% от этого пирога, при том, что они не тратят денег на раскрутку проекта - куда им спорить в этом с возможностями теле- или радиоканалов. Телевизионщики в общей сложности получают 25% от доходов, остальное забирает производитель SMS-интерактива - контент-провайдер.

Автора на сцену

Роль контент-провайдера в SMS-истории растет буквально на глазах: производители всевозможных SMS-гороскопов, интерактивов и пр. определяют популярность и - как следствие - доходность подобных услуг. Причем, по мнению многих, интерес к ныне существующим услугам практически исчерпан, а новых - не наблюдается. Поэтому операторы сегодня носятся с провайдерами как с писаной торбой, стимулируя их на творческие подвиги.

В "ВымпелКоме", например, была создана специальная программа beepartner, суть которой заключается в том, что провайдерам был фактически дан карт-бланш на самостоятельные разработку, поддержание и рыночное продвижение своих SMS-сервисов. Оператор совершенно устранился от содержания, снял всяческую цензуру и теперь просто обеспечивает доступ абонентов сети к созданным услугам. При этом базовая схема деления доходов в программе beepartner такова: 70% - провайдеру и 30% - оператору.

Еще дальше пошла компания Ericsson, которая тратит в среднем 1,5 MUSD в год на разработчиков контента (в том числе и российских), снабжая их всем необходимым для работы: тестовой лабораторией, персональными аппаратами, удовлетворяя все их технические потребности. Только чтобы работали.

Будет ли результат от подобных действий - неизвестно. Тут два варианта: либо нас ожидает прорыв в деле SMS-услуг, либо контент-провайдеры окончательно расслабятся и сядут на шею операторам.

SMS-матерщина

С развитием SMS-технологии в жизнь "мобилизованных" граждан вошло такое понятие, как мобильный спам, - массовая рассылка на сотовые телефоны различных сообщений, преимущественно рекламного характера. Вот несколько примеров использования SMS-сервиса в корыстных интересах.

Недавно итальянское правительство потратило 7 MUSD на массовую рассылку SMS-сообщений, адресованных каждому владельцу мобильного телефона в Италии с напоминанием о выборах, а также призывом голосовать за правящую партию.

В Сингапуре абоненты получили сообщения якобы от своего оператора со словами "Отправь это сообщение десяти своим друзьям, и ты сможешь получить 200 USD". Представители всех трех операторов, вовлеченных в скандал (SingTel, MobileOne и StarHub), категорически отрицают свою причастность к этим "пирамидным" сообщениям. Подобные же розыгрыши пережили абоненты сотовых сетей Бельгии и Швейцарии.

В России "письма счастья" имеют совсем иной характер. Так, 16.000 нецензурных выражений, разосланных через домашний компьютер абонентам телефонной сети "МегаФон", принесли славу челябинскому студенту Дмитрию Андросову. Он же стал первым человеком в России, осужденным за рассылку спама. Тракторозаводской районный суд города Челябинска признал Андросова виновным по ст. 273 ч. 1 УК РФ (создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ) и приговорил к году лишения свободы условно и штрафу в 3.000 рублей.

Что ни говори, а с Тракторозаводским судом шутки плохи.

Источник: Профиль (http://www.profile.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода