Информационный портал ITSZ

Оригинал документа: http://spbit.su/news/n183253/


     
 

Электронная коммерция: локальные амбиции и мелкие недоразумения

22.06.2015 07:01
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялось обсуждение перспектив развития электронной коммерции в России. Как показала дискуссия, амбиции российских компаний, так или иначе связанных с этой отраслью, весьма велики. Некоторые, к примеру, планируют кардинально изменить ситуацию, создав беспрецедентную логистическую сеть и запустив онлайн-площадку для российских производителей. Другие считают, что уже смогли обогнать крупнейших игроков e-commerce, предложив клиентам новую систему взаимодействия. Правда, амбициозным планам несколько мешают размеры страны, законодательство в области налогообложения и некоторые другие мелкие недоразумения.

Электронная коммерция относится к темам, которые регулярно, из года в год, обсуждаются в рамках ПМЭФ. С одной стороны, это свидетельствует об актуальности и перспективности темы как для российских, так и для мировых экспертов. С другой стороны, к сожалению, это говорит и о том, что проблемы у этой отрасли все еще есть и решить их пока не удается.

И действительно, как и в прошлые годы, ряды основных сдерживающих развитие электронной коммерции факторов не поредели. Среди ведущих камней преткновения все еще остались невысокий уровень использования электронных денег и, в том числе, банковских карт, а также плохая логистика. И тот, и другой «камень» мешают как глобальным игрокам рынка, так и локальным компаниям.

Представитель Почты России, крупнейшего логистического оператора страны, согласился, что пока офлайновая часть электронной коммерции – а именно доставка – хромает и надо сделать так, чтобы жители Сибири, Дальнего Востока и Урала не чувствовали, что они живут за пределами обеих столиц, где с доставкой все более-менее хорошо. Правда, в последнем у самих жителей двух столиц есть сомнения, но это уже другая история.

Алексей Скатин, заместитель генерального директора по логистике, «Почта России», заметил, что на данный момент уже много сделано для нивелирования различий между столицами и регионами: более 40 тыс. почтовых отделений, которые фактически являются центрами выдачи заказов, расположены практически в каждом населенном пункте он есть. Более того, у «Почты России» по всей стране ездят 14 тыс. автомобилей, недавно появился собственный поезд, а также есть крупнейшие доставки самолетами. Просто нужно заставить эту инфраструктуру работать, как нужно – тогда «Почта России» станет ключевым драйвером развития электронной коммерции в России.

Собственно, на этом «Почта России» останавливаться не собирается и намерена охватывать и новые для себя рынки. В частности, как рассказал г-н Скатин, компания намерена предоставить всем производителям возможность разместить на специально созданной для этого площадке свои товары и «не заботиться о том, как быстро и качественно этот товар будет доставлен до покупателя». Собственно, всю логистику «Почта России» как раз и собирается взять на себя. Более того, компания намерена создать сервисную компанию полного цикла, так что не исключает и вероятность предоставления своим партнерам финансовых услуг. 

«Наша стратегия развития позволит сделать рывок в части инфраструктуры, развития рынка электронной коммерции в целом, и к 2018-2019 году вопрос качества доставки в рамках ПМЭФ будет случайным», - прогнозирует Алексей Скатин.

Представители «Юлмарта» уверены, что им уже практически удалось сделать то, что «Почта России» только планирует. В «Юлмарте» решили не доверять сторонним курьерским службам, которые, к примеру, в высокий сезон в декабре в любом случае не справляются с нагрузкой: было создано новое поколение фулфилмент-центров. По словам Дмитрия Костыгина, председателя совета директоров компании «Юлмарт», попытки копировать Amazon провалились, поэтому компания методом проб и ошибок нашла свой путь: передвинули фулфилмент-центры ближе к клиентам и сделали их полностью прозрачными для покупателей.

Идея компании в том, чтобы клиент, заходя на сайт, мог видеть, где товар находится в данный момент – в Екатеринбурге, Петербурге или Мурманске – и дальше уже в зависимости от полученной информации решить, что с этим товаром лучше сделать. Это не просто покупка онлайн, а возможность изучить, сравнить с другими вариантами, обсудить с экспертами, друзьями, другими покупателями, забронировать или сразу купить. Для доставки товаров покупателям в «Юлмарте» построили собственную курьерскую сеть, собственную сеть пунктов выдачи и обслуживания – они служат в том числе для обмена и возврата. Кроме того, создана и пригородная сеть исполнения заказов.

Кроме того, Дмитрий Костыгин отметил, что сейчас развитие электронной коммерции идет в направлении того, что нужно торговать не только тем, что находится в России, но и тем, что предлагается в Китае и так далее. Недавно компания заключила долгосрочное соглашение с китайским партнером, что позволит российским покупателям выбирать и из тех товаров, которые представлены в Китае. Также, по словам г-на Костыгина, надо работать и с турецким товаром, и с польским, и с бразильским – это новая реальность, при которой выбор кофе-машин не будет ограничиваться 20 моделями, представленными в России, но можно будет выбирать из 200, которые есть в других странах. 

Серьезный интерес к рынку электронной коммерции высказывает и компания МТС. Как подчеркнул Василь Лацанич, вице-президент по маркетингу, член правления ОАО «МТС», электронная коммерция и обслуживание в Интернете будут развиваться огромными темпами, потому что это естественно. Потенциал компании как участника рынка интернет-коммерции велик сразу по нескольким причинам. Абонентская база оператора насчитывает более чем 70 миллионов клиентов в России, с которыми осуществляются ежедневные операции – эту базу можно использовать, чтобы развивать торговлю и обслуживание. При этом у компании высокий уровень доверия клиентов, так что его можно переводить в другие формы отношений. К тому же МТС присутствует во всех регионах.

Василь Лацанич отметил, что, чтобы электронная коммерция работала, нужно не просто продать товар, нужно общаться с клиентом, осуществлять оплаты, возвраты, начислять бонусные баллы – это оператор делает много лет и готов поделиться опытом. Будущее именно за интернет-торговлей: уже сейчас есть быстрый доступ в Интернет, в телефоне будет приложение, с помощью которого клиенты будут выбирать товар, обсуждать его плюсы и минусы и так далее. С этого же телефона будет осуществляться оплата. Кроме того, МТС может и кредитовать клиентов, так как владеет банком. Именно в Интернет, по мнению г-на Лацанича, переместится если не все, то почти все, а «если захочется пойти потрогать, останутся музеи».

Правда, несмотря на такие большие ланы и надежды, не все так гладко. В частности, локальные игроки рынка электронной коммерции продолжают жаловаться на несправедливость налоговой системы: зарубежные интернет-магазины оказываются в лучшей ситуации, чем российские, которых тяжесть налогового бремени выводит из конкурентной борьбы. Изменится это или нет в ближайшее время, пока не понятно – ведь ситуация осложняется тем, что налоговое законодательство вынуждено догонять рынок, который развивается очень быстро.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Регулирование, Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 ITSZ. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.ITSZ.spbit.su
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web