Уверенность руководства Tele2 в перспективности мобильной коммерции зиждется на анализе мировых трендов. И действительно, рынок мобильной коммерции развивается весьма стремительно. Так, по прогнозам аналитиков объем глобального рынка мобильной коммерции к 2017 году достигнет $721 млн, а ежегодный рост до этого времени будет составлять 35%. В 2017 году около 450 млн человек будут пользоваться сервисами мобильной коммерции, причем 69 % от общего объема транзакций будут занимать денежные переводы, а 23% придется на покупки.
Российский рынок мобильной коммерции уже сейчас растет опережающими в три раза прогнозы темпами. К концу 2013 года объем его составил 42 млрд рублей, а рост в год - 100%, хотя эксперты предрекали лишь 35 %.
Сама компания Tele2 не так давно развивает это направление -лишь с августа 2012 года, но уже получила обнадеживающие результаты. Так, рост оборота этого направления за 2013 год составил 230%, только за 8 месяцев текущего года оборот мобильной коммерции Tele2 превысил 1 миллиард рублей. В компании уверены, что несмотря на то, что глобальный рост в процентном отношении это направление бизнеса показало практически с минимального старта, т.е. почти от нуля, в этом году результаты прироста сегмента будут такими же.
Как показывает статистика, абоненты оператора, использующие сервисы мобильной коммерции, в среднем осуществляют 4 платежа в месяц, средний платеж при этом составляет 233 рубля. Всего данными сервисами пользуются около 250 тыс. абонентов компании в месяц. Большая часть платежей, разумеется, приходится на оплату услуг мобильной связи (51%), 12% приходится на оплату услуг ЖКХ, а 15% - на пополнение различных кошельков. При этом наиболее существенную долю (58,81 %) составляют платежи на сумму до 100 рублей, на втором месте (31 %) - до 500 рублей. При этом 89,4 % платежей осуществляются с помощью USSD-запросов.
На данный момент Tele2 предлагает абонентам три варианта сервисов: «Tele2 кошелек», «Денежные переводы» и «Виртуальную карту Tele2 MasterCrad». Виртуальная карта привязана к номеру мобильного (первая часть номера - код платежной системы, далее -номер телефона, а в завершении - четырехзначное число, сгенерированное по специальному алгоритму), соответственно, сумма, которой может распоряжаться абонент, также соответствует его балансу. В компании уверены в безопасности платежей по такой карте, так как для их осуществления пользователь каждый раз по запросу будет получать специальный код, срок действия которого - один час или одна транзакция.
Представители Tele2 убеждены, что такой подход, объединяющий CRV-код и код подтверждения в одном, упростит жизнь абонентам, которым не придется вводить два кода. Однако некоторые сложности ждут пользователей магазинов приложений Apple и Google: и тем и другим придется фактически каждый раз заново регистрировать реквизиты карты для оплаты контента и приложений.
Также пока неясно, смогут ли активировать виртуальную карту абоненты, доставшиеся Tele2 от «Ростелекома», и те, кто пришел к оператору с переносом номера, - карта ведь привязана к пулу номеров Tele2.
Денежные переводы - один из тех сервисов, на которые оператор делает ставку. Уже сейчас, хотя сервис стартовал совсем недавно, 57% пользователей сервисов мобильной коммерции совершали переводы на банковские карты, а 69% совершают перевод каждый месяц. При это 45% осуществляют переводы 1-2 раза в месяц, 24% - 1-2 раза в неделю. Как отметила Алла Трошина, руководитель службы передачи данных и электронной коммерции Tele2, в сети оператора, особенно в крупных городах, много «гостей из других стран», а они очень часто осуществляют переводы на дину, так что сервис будет востребован. В дальнейшем оператор будет расширять возможности сервиса за счет функционала для перевода по реквизитам - пока он не доступен.
также особое внимание оператор планирует уделять развитию возможностей для мобильных платежей. В частности, оператор смотрит в сторону договоров с торговыми сетями, оплаты парковки и покупок в вендинговых автоматах. Разумеется, такое будет востребовано больше в крупных городах, где присутствуют торговые сети, потенциально заинтересованные в таких сервисах. Кстати, примеры успешных проектов в этом направлении представлены в других странах. Например, Starbucks за 2013 год сумел получить за счет оплаты через мобильное приложение $1 млрд, 10 млн клиентов компании оплачивают свои счета со смартфона, в неделю осуществляется 5млн транзакций.
Третьим вектором развития станут мобильные банковские услуги. оператор ведет переговоры с российскими банками о запуске кобрендинговой карты. Причем руководство компании учитывает далеко не удачный опыт конкурентов, но рассчитывает, что неординарный подход Tele2 позволит изменить ситуацию. Также драйверами роста должны стать микрокредитование и кредитные продукты и страховые сервисы.
В целом по России, как отметила Алла Трошина, перспективы рынка мобильной коммерции связаны, прежде всего, с синергией сотовых операторов с банками, платежными системами и страховыми компаниями, становлением рынка NFC и микрофинансированием для оплаты услуг сотовой связи и платежей с мобильного счета.
Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь