Электронные госуслуги в России. Движение с мертвой точки

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал исследование, посвященное востребованности госуслуг в Интернете. Как показывают результаты, в сравнении с прошлым годом количество людей, использующих эту возможность значительно возросло. Увеличился и процент тех, кто хочет воспользоваться услугами, но не имеет доступа в Интернет.

Согласно отчету, сегодня 66 % аудитории Интернета готовы пользоваться госуслугами в сети. 59 % респондентов, не имеющих доступ в сеть, также выразили желание использовать технологии для доступа к госуслугам. В прошлом году ситуация заметно отличалась. Лишь 36 % пользователей Интернета выражали интерес к госуслугам, а среди тех, кто не пользуется ШПД – 25 %. Чаще всего в 2013 году респонденты отмечали, что не используют Интернет из-за неумения или нежелания пользоваться компьютером, также часть опрошенных уточнила, что не доверяет всемирной паутине.

В этом году 49 % респондентов признались, что пользуются Интернетом хотя бы раз в день. Однако до сих пор велика доля тех, кто ещё не пользовался сетью – 37 %. 9 % людей выходит в Интернет раз в неделю. Около 1 % респондентов отметили, что пользуются Интернетом раз в полгода или раз в год.

Учитывая тот факт, что сегодня Интернет повсеместно вошел в нашу жизнь, специалисты ФОМ уточнили причины недоверия к сети у тех респондентов, которые выходят в сеть 1 раз в полгода или не пользовались ею вообще.

В целом 21 % респондентов отмечают, что они не хотят или не имеют возможности пользоваться Интернетом. 7 % изъявили желание, но уточнили, что у них нет возможности. Такой же процент опрошенных признались, что у них есть возможность, но нет желания. И всего 3 % честно признались, что они не знают, что такое Интернет.

Наиболее критичный сегмент в этом вопросе -представители старшего поколения. 10 % людей в возрасте старше 60 лет уточнили, что они не слышали о всемирной паутине. А 55 % респондентов заявили, что не имеют возможности использовать Интернет и не хотят это делать.

В возрастной категории от 45 до 60 лет 55 % опрошенных отказываются от использования высоких технологий, однако лишь 1 % респондентов признались, что не знают об Интернете. Что касается молодежи (18-30 лет) и людей среднего возраста (31-45 лет), то в этом сегменте ситуация схожа: всем известно, что такое всемирная паутина, однако не у всех есть возможность ею пользоваться.

В целом по стране 40 % опрошенных знают о том, что можно пользоваться госуслугами через Интернет (среди суточной аудитории осведомлено 59 %). Слышали, но неточную информацию или не поняли смысла 24 % респондентов, а доля тех, кто слышит впервые о такой возможности составила 11 %. Доля у суточной аудитории Интернета – 24 % и 12 % соответственно. 1 % опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. Получается, что практически половина граждан РФ знает про госуслуги в Интернете. Остается лишь заинтересовать оставшуюся часть и предоставить доступ в Интернет тем, кому это необходимо.

Наибольшую осведомленность в вопросе проявили жители Москвы: 48 % осведомлены о госуслугах, 24 % слышали отрывочную информацию, 11 % узнали впервые. Далее по информированности следуют населенные пункты от 250 тыс. до 1 млн человек. В этих городах доли распределились следующим образом: 52 %, 28 %, 2 % соответственно. В городах-миллионерах не слышали о госуслугах всего 2 % респондентов, знают о такой возможности 44 % и 27 % считают, что получили не полную информацию. Наименьшая осведомленность о госуслугах в селах: 17 % опрошенных ничего не слышали, 24 % знают про такую возможность, а 25 % слышали частично.

Отметим, что несмотря на увеличение осведомленности населения, значительное количество людей не уверено в желании пользоваться госуслугами: 11 % респондентов признались, что затрудняются ответить, нужна ли им такая возможность (в суточной доле 12 %). 43 % опрошенных хотят пользоваться госуслугами через Интернет, а 22 % отказались от такой возможности на момент опроса.

Отметим также, что женщины проявляют большую заинтересованность в госуслугах. Доля женского пола составляет 45 %, тогда как у мужчин – 40 %. 24 % представителей мужского пола не хотят пользоваться госуслугами, женщин в этом сегменте 20 %.  

Что касается возрастной составляющей, то наибольшую заинтересованность в получении госуслуг через Интернет проявляют люди молодого поколения до 30 лет – 57 %, представители среднего возраста до 45 лет – 54 %. Меньше всего интересует такая возможность респондентов в возрасте за 60 лет –17 %. Среди старшего поколения пользоваться госуслугами через Интернет хотят лишь 14 % респондентов. Данная категория граждан оказалась более категоричной – всего 3 % опрошенных затруднились с ответом, тогда как в других возрастных группах эта цифра варьируется от 10 % до 16 %.

Больше всего в госуслугах заинтересованы жители городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – 52 %. Следом идут города-миллионеры – 49 % и города с населением менее 50 тыс. – 43 %. В Москве 48 % респондентов хотят пользоваться госуслугами, а 22 % признались, что им такая возможность не нужна.

Отметим, что заинтересованность граждан возрастает, возможно, ещё по той причине, что на ЕПГУ постоянно появляются новые виды электронных госуслуг. Например, 11 апреля 2014 года, на портале появилась возможность получать в электронном виде услуги, которые предоставляют ФСС России, ФСБ России, Росрыболовство и Росстандарт. В марте в ЕПГУ появилось 18 новых услуг: теперь граждане РФ могут через Интернет могут обратиться в МЧС, Роспатент, ФСТЭК России и другие государственные организации.

На сегодняшний день самыми популярными госуслугами являются оплата ЖКХ и телефонной связи, оформление загранпаспорта, а замыкает «тройку лидеров» возможность уплаты налогов и услуги ФНС. Сейчас, однако, наблюдается тенденция к росту популярности таких услуг, как вызов врача на дом или запись ребенка в детский сад. Есть мнение, что с ростом доверия к Интернету и его развитию, данные услуги станут более популярными, как и весь сегмент госуслуг в целом.

Автор: Сергей Мелешков (meleshkov@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: интернет, стандартизация, доступ в интернет, регулирование, правительство РФ

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

28.07.2020 В РГГУ студенты изучают электронный документооборот «в облаке»

20.07.2020 Arctic Connect пошел во льды

08.07.2020 Как выработать иммунитет против пиратского контента?

02.07.2020 TeleMultiMedia Forum: удастся ли заработать на романтической ностальгии по карантину

02.07.2020 «Цифровое будущее в эпоху перемен»: ЭОС рассказал, как перейти на удаленку

26.06.2020 Цифровые драйверы коронакризиса

22.06.2020 Cisco адаптируется к новой нормальности

17.06.2020 Ericsson Mobility Report: COVID-19 не мешает развитию 5G

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

28.07.2020 В РГГУ студенты изучают электронный документооборот «в облаке»

20.07.2020 Arctic Connect пошел во льды

08.07.2020 Как выработать иммунитет против пиратского контента?

02.07.2020 TeleMultiMedia Forum: удастся ли заработать на романтической ностальгии по карантину

02.07.2020 «Цифровое будущее в эпоху перемен»: ЭОС рассказал, как перейти на удаленку

22.06.2020 Cisco адаптируется к новой нормальности

17.06.2020 Ericsson Mobility Report: COVID-19 не мешает развитию 5G

15.06.2020 РИФ.Онлайн: за что отвечают инфлюэнсеры?

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

28.07.2020 В РГГУ студенты изучают электронный документооборот «в облаке»

20.07.2020 Arctic Connect пошел во льды

08.07.2020 Как выработать иммунитет против пиратского контента?

02.07.2020 TeleMultiMedia Forum: удастся ли заработать на романтической ностальгии по карантину

02.07.2020 «Цифровое будущее в эпоху перемен»: ЭОС рассказал, как перейти на удаленку

22.06.2020 Cisco адаптируется к новой нормальности

17.06.2020 Ericsson Mobility Report: COVID-19 не мешает развитию 5G

15.06.2020 РИФ.Онлайн: за что отвечают инфлюэнсеры?