Международная ассоциация управления проектами International Project Management Association – IPMA, созданная в 1965 году, объединяет национальные общественные профессиональные организации в области управления проектами. Сегодня в ее состав входит 55 национальных ассоциаций на пяти континентах. Более 170 тысяч профессионалов прошли соответствующую сертификацию, подтверждающую требуемый уровень компетенции.
Представителем России в IPMA с 1991 года является некоммерческая организация - Ассоциация управления проектами СОВНЕТ.
Вице-президент СОВНЕТ, вице-президент IPMA, Александр Товб рассказал, что ежегодный конкурс IPMA проводится с целью выявления и демонстрации достижений в сфере управления проектами и распространения лучших практик. За право участия в финале конкурса и получения мирового признания собственного уровня управления проектами борются такие компании, как Siemens, General Electric, UPS, HP, Volkswagen, Telekom Ausrtia AG и другие.
Процесс анализа, аттестации и оценки уровня качества, зрелости, совершенства или компетенции организации или индивидуумов в области управления проектами согласно определенным критериям называется асессмент. На первом месте в оценке стоит определение существующего на данный момент положения вещей с управлением проектами в организации, то есть, состояние «как есть». С помощью эталонной модели или стандарта устанавливается цель, которую требуется достичь, определить состояние «как нужно». Из сравнения состояний делается вывод о сильных и слабых сторонах организации, и определяются меры, необходимые для перевода из состояния «как есть» в состояние «как нужно».
Асессмент был проведен в Сбербанке РФ. Оценивался проект внедрения «Базовый продукт», на реализацию которого потребовалось три года. Бюджет проекта составил 18 миллионов евро.
«Базовый продукт» представляет собой минимальный пакет сервисов и услуг банка, который является основой для разработки и предоставления новых продуктов и услуг клиентам. На единой программно-аппаратной платформе объединены универсальный договор банковского обслуживания, банковские карты клиента и привязанный к ней транзакционный счет. При этом, в обязательном порядке, обеспечивается автоматический доступ клиента к своим счетам и операциям с ними через все каналы обслуживания.
По словам представителей Сбербанка, проект «Базовый продукт» коренным образом изменил уровень предоставляемых клиентам услуг, позволив не только отказаться от сберегательных книжек, привязки к конкретному офису, но и предоставив широкие возможности по управлению собственными средствами вообще без необходимости посещения офиса банка.
Руководитель стратегическими проектами Сбербанка Владислав Кузьмин рассказал, что проект затрагивает более 70 миллионов клиентов. В его ходе было переработано более 30 систем, используемых в банке. Сегодня на дистанционное банковское обслуживание переведено порядка 30 миллионов клиентов.
Интересно, что работу над проектом Сбербанк начал, не имея методологии. Сотрудники руководствовались собственным здравым смыслом и имеющимся опытом. С течением времени была выработана необходимая методология, а проект сегодня оценивается, как успешный. На сегодняшний день он позволил Сбербанку сэкономить порядка 50 миллионов долларов.
В ходе проекта были оптимизированы бизнес-процессы банка, в связи с этим переобучение прошли 75 тысяч сотрудников. Благодаря оптимизации, например, время зачисления средств на заработную плату сократилось с нескольких дней до 15 минут.
Основные достижения специалистов банка в области управления проектами, оцененный асессорами и жюри конкурса, были направлены на разработку архитектуры «Базового продукта», его ИТ-составляющих и масштабному внедрению в более чем двадцати тысячах отделений на территории присутствия Сбербанка России.
В сотрудничестве со специалистами «СОВНЕТ» ИТ-блок банка в 2010 году первым в России успешно прошел сертификацию на соответствие второму классу компетенции организации в управлении проектами, программами и портфелями по модели IPMA-Delta.
В течение последних трех лет около двух тысяч сотрудников Сбербанка РФ прошли обучение современному управлению проектами, в том числе, около 300 сотрудников ИТ-блока. Из них двести успешно преодолели сертификационные испытания по системе 4LC OPMA-СОВНЕТ.
Сбербанк России стал единственной компанией-победителем IPMA Project Excellence Award 2012 в номинации «Крупные проекты» (бюджет от 5 до 100 млн евро). Позади остались компании General Electric Italy, выставившая два проекта, и иранская Arvand Petrochemical Company. В номинациях «Средние проекты» и «Мегапроекты» первые места никому не присуждались. Напомним, на конкурсе IPMA в 2011 году Сбербанк занял третье место за проект внедрения CRM-системы.
Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)
Рубрики: Интернет, ПО, Финансы, Web