rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Рынок «читалок» просканировали. Дважды

Агентство DISCOVERY Research Group представило некоторые данные по российскому рынку устройств для чтения электронных книг. Согласно отчету, рынок устройств для чтения электронных книг (ридеров) в России переживает настоящий бум. При этом обращает на себя внимание, что данные, опубликованные DISCOVERY Research Group, совпадают с представленным весной 2012 года отчетом аналитической группы Smartmarketing.

В 2011 г. рынок вырос более чем в два раза, при этом средняя цена на устройство снизилась уже до 3-4 тыс. рублей. В 2009 году в России было продано менее 200 тыс. ридеров, в 2010 году — 539 тыс., а в 2011 году 1,43 млн. Продажи электронных книг неравномерно распределены в течение года с пиками продаж перед учебным годом или праздниками.

«Приведённые данные удивительно (с точностью до десятых долей процента) совпадают с данными нашего исследования, - прокомментировала Светлана Завьялова, менеджер аналитической группы Smartmarketing. — Очень хотелось бы понять причину такого удивительного совпадения. При том, что их исследование появилось в августе 2012, а наше - в апреле».

Для сравнения, «по данным аналитической группы SmartMarketing, за 2011-й год рынок вырос на 265 процентов: если в 2010-м году в России было реализовано 539 тыс. устройств для чтения электронных книг, то в 2011-м - уже 1 млн 430 тыс».

Возвращаясь к отчету DISCOVERY Research Group, отметим, что в 2011 году тройка лидеров российского рынка электронных ридеров распределилась следующим образом: компания PocketBook — 30,3%, компания Wexler — 19,7%, компания Sony — 6,6%.

По мнению Светланы Завьяловой, PocketBook едва ли не единственный бренд в сегменте с сильной стратегией работы по брендированию.

«PocketBook традиционно лидирует на российском рынке электронных устройств для чтения книг практически с момента появления этого рынка, - говорит Евгений Милица, генеральный директор PocketBook Rus. - Удерживать позиции нам помогает оптимальное сочетание качества сборки, одно из лучших на рынке ПО, внимание к продвижению продукции и активная популяризация самой технологии электронных чернил как таковой».

Sony официально вышла на российский рынок ридеров в конце 2011 года, причем с одной моделью. Но уже через полгода марка смогла попасть в ТОП-3 этого рынка. Wexler, по мнению Евгения Милица, изначально работал в нижнем ценовом сегменте, предлагая бюджетные решения с базовым функционалом. Бренд сосредоточился на продажах так называемых медиаридеров по цене 2-3 тыс. руб. Сегмент этот не был закрыт никем из лидеров рынка – ни PocketBook, ни Sony, но при этом спрос на недорогие цветные устройства с TFT-экранами достаточно большой. Поэтому Wexler и некоторым другим игрокам удалось выйти на более высокие позиции в рейтинге по объемам продаж.

«Wexler привлекает к себе немало внимания, но компания сделала ставку на ценовую конкуренцию, что автоматически рано или поздно приведет к снижению рыночной доли - с ней конкурируют компании, предлагающие ридеры типа noname или устройства сверхнизкого ценового диапазона, вроде Effire», - отмечает Светлана Завьялова.

В 2011 году по данным таможенной статистики в Россию было завезено 1, 017 млн. устройств для чтения электронных книг общей стоимостью $34,12 млн. 98% всех импортированных в Россию в 2011 году устройств для чтения электронных книг китайского происхождения, причем как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

За первую половину 2012 года по данным таможенной статистики в Россию было завезено 622 тыс. устройств для чтения электронных книг общей стоимостью $15,2 млн. 79% этих устройств были китайского происхождения.

В 2011 году наибольшая доля импорта пришлась на ридеры Wexler - 34%, teXet (13%,) затем марка Ritmix с долей 10%, 7% и 6% составляют доли Pocketbook и Sony соответственно.

Из России в 2011 году было вывезено по данным таможенной статистики 300 аппаратов для чтения электронных книг китайского происхождения марки Qumo общей стоимостью 62,2 $тыс., вывезены аппараты были в Нидерланды.

Наибольшая доля импорта в 2012 году приходится на ридеры под маркой teXet - 34%, далее следует марка Ritmix с долей 18%, затем марка Pocketbook с долей 11%, и 8% составляет доля марки Effire.

Появление на российском рынке новых крупных игроков-импортеров в принципе возможно, хотя и с ограничениями, обусловленными спецификой российского рынка. Напомним, что PocketBook присутствует в России с 2008 года. Доля компании составляет 30-40% от общего объёма реализации ридеров. Sony официально начали продавать свои ридеры только в 2011 году. Причем, вполне возможно, что компания пока не вмешивается в распределение сил между лидерам.

Сегодня однако любому из пятерки крупнейших компаний-поставщиков электронных устройств для чтения (Amazon, Barnes & Noble, PocketBook, Sony, Kobo) потребуется год на то, чтобы наладить каналы сбыта. В России в отличие от США от канала поставок зависит очень многое. Кроме того, люди осознают его наличие на рынке очень не сразу. Местные локальные игроки, по мнению Светланы Завьяловой,  возникнуть могут, но им мешает то обстоятельство, что e Ink-экраны «так вот на дороге не валяются, да и кроме того, надо иметь хороший программный базис, сервис и гарантии, сертификации и магазины».

«Не думаю, что в ближайшем будущем следует ожидать на российском рынке новых крупных игроков-импортеров, - говорит Евгений Милица. -  Для остальных крупнейших импортеров пока что интереснее европейские рынки, так как эти компании ориентированы в первую очередь на продажу контента, а в нашей стране, как я уже говорил, есть известные проблемы с этим. Даже если Amazon и B&N сделают ставку на продажу устройств (что маловероятно), им придется открывать здесь свою инфраструктуру, и цена на их гаджеты сразу вырастет – если и не в 2, то как минимум в 1,7 раза. В этом случае они вряд ли смогут конкурировать с уже представленными в продаже и успевшими адаптировать свои продукты и свой бизнес к реалиям нашего рынка брендами».

По мнению экспертов, определяющими тенденциями на рынке устройств для чтения электронных книг являются снижение цен, прежде всего, на e Ink-устройства. Снижение стоимости - примерно на 30% в год можно назвать одним из драйверов роста рынка. Если в 2011 году, по словам Евгения Милица, средняя стоимость приобретения электронного ридера с E-Ink дисплеем была в районе 6 500 рублей, то сейчас она постепенно опускается до отметки 5 000 рублей.

Также к драйверам можно отнести популяризацию самой категории электронных читалок, рост интереса к ней федерального ритейла. «В России традиционно очень велика аудитория читающих людей – мы по прежнему если не самая читающая страна в мире, то одна из самых читающих. При этом пока что penetration (уровень проникновения, прим. редактора) технологии электронных устройств для чтения - не выше 4 процентов. При  том, что в абсолютном значении объём этого рынка уже перевалил за миллион устройств в год. Рынку определенно есть куда расти», - считает эксперт.

Среди тенденций эксперты называют рост функциональности читалок, также растет технологическая грамотность потребителя. По словам Светланы Завьяловой, сегодня можно сказать, что на рынке действует «волна модернизации» - покупатель уже попробовал «дешево» и ищет более интересные варианты. А учитывая, что у e Ink-устройств есть чисто технические преимущества, вроде в разы большего времени работы от аккумулятора и более комфортного для глаз экрана (плюс начинают быть заметными маркетинговые усилия), именно это создает спрос на них. Не столь бурный, как это было в начала развития сегмента, но зато более стабильный

В продаже имеются медиаридеры - бюджетные устройства с обычными TFT-экранами. На большинстве мировых рынков в массовой продаже их нет.

Евгений Милица отмечает ещё один «чисто российский» тренд – продажи электронных устройств для чтения почти никак не связаны с продажами контента. В США и странах Запада всё наоборот: компании вроде Amazon и Barnes & Noble могут себе позволить продавать ридеры практически по себестоимости, так как зарабатывают в основном на продаже лицензионной литературы. В нашей стране, с существующим на данный момент уровнем пиратства, такое попросту невозможно.

Сдерживающим фактором развития рынка в России можно назвать высокие торговые наценки – из-за больших издержек на ввоз устройств и продажу они могут составлять до 40% изначальной стоимости устройств.

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: ридер, электронная книга

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода