Мобильный липолиз, блокеры и Android. Настоящее и будущее мобильного мошенничества

Телекоммуникационный оператор «МегаФон» подвел итоги программы по борьбе с мобильными мошенничествами. Как рассказали топ-менеджеры компании, в лидерах по количеству обращений абонентам по случаям мошенничества оказались Москва, Поволжье и Северо-Запад. Эти же регионы оказались на лидирующих позициях по объемам выплаченных пострадавшим абонентам средств. При этом среди наиболее веских причин действенности даже самых абсурдных схем обмана представители оператора называют банальную доверчивость.

По данным компании «МегаФон», за 2011 год было зарегистрировано около 65 тыс. обращений абонентов по поводу мошенничеств с помощью мобильных телефонов. При этом 36,5 тыс. – это жалобы на мошенничества со стороны третьих лиц, а 28 тыс. – на обман с помощью коротких номеров контент-провайдеров.

За год оператор вернул абонентам около 9 млн рублей в целом по России – речь идет именно о потерях абонентов за счет отправки сообщений на премиум-номера. За этот же период оператор выставил 126 штрафов крупным контент-провайдерам на общую сумму в 20 млн рублей, по 100 префиксов в месяц было блокировано, 10 % из них –корневые. Кроме того, в месяц в среднем блокировались услуги 170 интернет-ресурсов, а информация примерно 90 сайтов корректировалась – в основном это касалось сведений о стоимости сообщения на короткий номер.

Сергей Хренов, руководитель Департамента ОАО «МегаФон» по борьбе с мошенничеством, также рассказал, что за истекший период оператором были заблокированы 8 тыс. собственных абонентов, так или иначе участвовавших в мошеннических схемах. Это делается согласно условиям договора между оператором и абонентом. 24 тыс. заявок на блокировку было отправлено другим операторам.

Г-н Хренов отметил, что наряду с уже известными схемами мошенничества появляются и новые. Прежде всего, это «вымогательство по объявлению». В основе данной схемы лежит использование информации из объявления, поданного пострадавшим абонентом: на ее основе злоумышленники и требуют денег либо за возвращение потерянного, либо за информацию о происшествии. По схожему принципу в Москве работают злоумышленники,  свинчивающие номера с автомобилей.

Не теряют популярности и так называемые «липовые услуги», за которые надо было платить, отправив сообщение на короткий номер. Одним из самых абсурдных стал сервис по «мобильному липолизу»: абоненту предлагалось скачать на свой мобильный телефон приложение, которое бы способствовало расщеплению жировых клеток. Также популярным у доверчивых абонентов оказался сервис по удаленному увеличению груди.

Среди действий, предпринятых «МегаФоном» в 2011 году для борьбы с мошенничествами, Сергей Хренов особо выделил внедрение федеральной автоматизированной системы, благодаря которой оператор может находить даже тех пострадавших абонентов, которые сами не обращались в компанию с заявлением о происшествии. В результате абонентам также возмещаются потери.

Еще одним достижением стало сотрудничество с компанией «Лаборатория Касперского». В его рамках оператор ежедневно получал сообщения о возможных мошеннических сайтах: за неполный год сотрудничества было получено около 2 тыс. таких сообщений.

Сергей Голованов, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского», рассказал, что среди трендов ближайшего времени ведущими останутся три уже существующих. Первый – рост объемов SMS-спама: получение ссылок на вредоносное программное обеспечение, способное без ведома абонента отправлять сообщения на короткие номера, считывать пароли и т.д. Второй тренд – рост SMS-мошенничеств с использованием коротких номеров и некорректной информации на интернет-сайтах. Третий тренд, правда, уже несколько затихающий, блокеры – падение активности этого вида мошенничеств обусловлено тем, что злоумышленники вынуждены использовать иную схему перевода денег – через платежные системы, а не с помощью SMS-сообщений.

В более отдаленном будущем, по мнению г-на Голованова, нас ждет небывалый рост количества мошенничеств. Прежде всего, они будут связаны с ОС Android – если, конечно, Google не предпримет каких-либо решающих мер для предотвращения этого. Еще одна опасность – рост количества мошеннических сайтов. Повлиять на развитие ситуации в этом направлении может, разве что, RU-CENTER.

Г-н Хренов подтвердил, что для борьбы мобильными мошенничествами необходимы существенные меры – в том числе со стороны регулятора: например, в области уголовно-процессуальных норм. Правда, шаги в этом направлении уже делаются. Так, представители «МегаФона» вошли в состав рабочей группы одного из Думских комитетов по подготовке нормативных документов, необходимых для противодействия мошенничеству. 

В планах самого оператора на 2012 год внедрение федеральной антиспам-системы (ориентировочно ее запуск состоится в марте-апреле текущего года). На данный момент такая система (правда, самописная) работает в двух филиалах оператора и демонстрирует положительные результаты. Имя разработчика системы пока не раскрывается. Кроме того,  планируется партнерство с платежными системами в области борьбы с мошенничеством: сейчас идут переговоры. 

Что касается Северо-Запада, то Владислав Архипов, начальник отдела предотвращения фрода Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», рассказал, что в 2011 году было зафиксировано около 13 тыс. подтвердившихся обращений абонентов по поводу случаев мошенничества, 5 тыс. из них оказались финансово пострадавшими от действий злоумышленников (это составляет около 38 % от общего числа обращений). Штрафов с контент-провайдеров было взыскано около 2,5 млн рублей.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Web, Безопасность

Ключевые слова: абоненты мобильной связи, мобильная сотовая связь, операторы мобильной связи россии, мобильная связь, сотовая связь, сотовая связь россии, вирус, зловред, смартфон, сотовые операторы, безопасность, мобильные операторы, операторы мобильной связи, абоненты сотовой связи, сотовые абоненты, МегаФон, смс, мобильные, сотовые, МегаФон Северо-Запад, антивирус, вирусная активность, мобильное мошенничество, мошенничество, мошенничество смс, телефонные мошенничества

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

21.01.2021 Gartner: 69% компаний расширили цифровые инициативы в ответ на COVID-19

20.01.2021 Портал TAdviser об итогах информатизации госсектора-2020: ЭОС снова лидирует в сегменте СЭД/ECM, «ДЕЛО» – самая популярная в госорганах СЭД

19.01.2021 Международный роуминг потерял почти три четверти абонентов

14.01.2021 Искусственный интеллект в 2021 году станет мегатрендом

23.12.2020 Инсайдеры, инновации и «нулевое доверие»

15.12.2020 Потери от киберпреступлений превысили триллион долларов

11.12.2020 Арктика может стать цифровой уже в ближайшие годы

02.12.2020 Когда ИИ спасет человечество

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

21.01.2021 Gartner: 69% компаний расширили цифровые инициативы в ответ на COVID-19

20.01.2021 Портал TAdviser об итогах информатизации госсектора-2020: ЭОС снова лидирует в сегменте СЭД/ECM, «ДЕЛО» – самая популярная в госорганах СЭД

19.01.2021 Международный роуминг потерял почти три четверти абонентов

14.01.2021 Искусственный интеллект в 2021 году станет мегатрендом

23.12.2020 Инсайдеры, инновации и «нулевое доверие»

15.12.2020 Потери от киберпреступлений превысили триллион долларов

11.12.2020 Арктика может стать цифровой уже в ближайшие годы

02.12.2020 Когда ИИ спасет человечество

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

21.01.2021 Gartner: 69% компаний расширили цифровые инициативы в ответ на COVID-19

20.01.2021 Портал TAdviser об итогах информатизации госсектора-2020: ЭОС снова лидирует в сегменте СЭД/ECM, «ДЕЛО» – самая популярная в госорганах СЭД

19.01.2021 Международный роуминг потерял почти три четверти абонентов

14.01.2021 Искусственный интеллект в 2021 году станет мегатрендом

23.12.2020 Инсайдеры, инновации и «нулевое доверие»

15.12.2020 Потери от киберпреступлений превысили триллион долларов

11.12.2020 Арктика может стать цифровой уже в ближайшие годы

02.12.2020 Когда ИИ спасет человечество