Покупки в России и за рубежом
Главное изменение в географии розничной онлайн-торговли за последние годы — резкий рост популярности китайских интернет-магазинов. С осени 2014 года число онлайн-покупателей, заказывавших товары из Китая, в целом по стране выросло на 30%, а с 2013 года — вдвое.
В Санкт-Петербурге покупки на китайских сайтах хотя бы раз за последние 12 месяцев совершали почти 40% опрошенных. Для сравнения, в интернет-магазинах других зарубежных стран делали заказы 21% респондентов.
Российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы: 94% опрошенных хотя бы раз за год делали покупки в интернет-магазинах Санкт-Петербурга, 40% — в магазинах других российских регионов.
С ростом популярности китайских магазинов заметно увеличилось число покупателей, столкнувшихся с проблемами при доставке товара. За прошедший год среди россиян, которые делали покупки за границей, 26% хотя бы раз получили некачественный товар (21% в 2014 году), 12% — не то, что заказывали (9% в 2014), 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги (5% в 2014).
Спрос на услуги иностранных интернет-магазинов почти целиком удовлетворяют несколько популярных сайтов. Среди российских интернет-магазинов спрос распределён более равномерно, лидеры имеют меньшую долю рынка. При этом более 70% опрошенных россиян пользуются Яндекс.Маркетом для выбора товара.
Какие товары покупают в России и за рубежом
В российских интернет-магазинах большинство петербуржцев заказывают мелкую бытовую технику, мобильники и планшеты, косметику, а за рубежом — одежду и обувь, косметику и товары для дома.
Выбор товара, оплата и доставка
При выборе и покупке товаров в интернет-магазинах люди всё чаще пользуются мобильными устройствами — планшетами и смартфонами. Со смартфона когда-либо делали покупки в интернете уже почти 35% опрошенных петербуржцев.
Доля респондентов, которые хотя бы раз за год совершали незапланированные покупки (заказывали товары, которые случайно попались на глаза в интернете), составила 63%. Главные причины, побуждающие к спонтанным покупкам, — скидки и бесплатная доставка.
Совместные покупки в интернете хотя бы раз за последний год совершали 22% опрошенных петербуржцев. Чаще всего вскладчину заказывают одежду, товары для детей и косметику. Главные мотивы совместных покупок — скидки за оптовый заказ и низкая стоимость доставки.
Самым популярным способом расчёта петербуржцев за покупки в российских интернет-магазинах остаётся оплата наличными в момент доставки: в 2015 году так платили 78% опрошенных. При этом довольно много покупателей выбирают безналичные способы расчёта: в момент заказа (по предоплате) картой хотя бы раз за год платили 50%, в момент доставки — 39%.
Самые распространённые в Санкт-Петербурге способы доставки из российских интернет-магазинов — это самовывоз (за год воспользовались 70% опрошенных) и доставка курьером в руки (60%).
Редактор раздела: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)
Рубрики: Маркетинг, Торговые сети, Web