rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
Для общепита: производство нейтрального оборудования на сайте crv-bakery.ru.
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

J’son & Partners Consulting: российский и мировой рынок IP-телефонии в корпоративном и частном сегментах

Компания J’son & Partners Consulting представляет основные результаты обновленного исследования российского и мирового рынка IP-телефонии, мониторинг которого проводится компанией с 2005 г. Маркетинговый отчет включает результаты уникальных опросов конечных пользователей как в корпоративном, так и в частом сегменте.

Мировой рынок VoIP: статистика, тенденции и прогнозы

По данным Point Topic, к концу 2011 г. в мире насчитывалось 135,4 млн абонентов VoIP операторского класса[1] – на 12,6% больше по сравнению с показателем 4 кв. 2010 г. и на 2,8% больше по сравнению с данными 3 кв. 2011 г. (Рис. 1).

Рис. 1. Количество абонентов IP-телефонии операторского класса в мире, 2010-2011

Количество абонентов IP-телефонии операторского класса в мире, 2010-2011 

Источник: Point Topic , 2012

Среди регионов мира по этому показателю лидировали Западная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка. Такое распределение во многом обусловлено сильными позициями отдельных стран в данных регионах – Франции, Германии, Нидерландов, Великобритании в Западной Европе; Японии, Южной Кореи и Китая – в Азиатско-Тихоокеанском регионе, США и Канады – в Северной Америке.

Число пользователей VoIP операторского класса в Западной Европе за 2011 г. увеличилось на 8,7% до 45,45 млн. Рост этого показателя за 4 квартал 2011 г. составил 2,3%. В Восточной Европе, которая, напротив, является аутсайдером среди других регионов мира по количеству абонентов VoIP операторского класса, к концу 2011 г. насчитывалось всего 1,75 млн абонентов IP-телефонии. Но и темпы роста здесь существенно выше, чем в Западной Европе: 7,4% за 4 квартал 2011 г. и 27,7% за весь 2011 г.

В условиях взрывного роста мобильных устройств, появления новых форматов (таких как планшетные ПК), массового развития сетей 3G и 4G, а также роста объемов передачи данных мобильное направление становится для многих провайдеров VoIP одним из приоритетных. Сторонние VoIP-приложения (прежде всего, Skype, Google Voice и др.) отнимают существенную долю доходов сотовых операторов: по итогам 2012 г. ожидается, что снижение доходов европейских сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов достигнет в зависимости от региона от 1,5% до 4%. Поэтому крупнейшие операторы принимают «ответные меры», например, вынашивая планы по запуску собственного IP-сервиса joyn на основе спецификаций Rich Communication Services (RCS) и архитектуры IMS (IP Multimedia Subsystem).

Существенным драйвером для развития мобильной IP-телефонии является активное развитие экосистемы LTE. Такие операторы, как Verizon Wireless, MetroPCS (США), SK Telecom и LG UPLUS (Южная Корея) уже запустили услугу «голос поверх LTE» (VoLTE). Американские операторы AT&T и Clearwire планируют сделать это не ранее 2013 г.

По данным Infonetics Research, рынок мобильной IP-телефонии[2] будет продолжать расти за счет роста продаж смартфонов и увеличения проникновения мобильного ШПД, а также благодаря благоприятному регулированию в некоторых странах, где мобильным операторам запретили блокировать приложения mVoIP сторонних провайдеров. Несмотря на высокие темпы роста этого сегмента рынка (двукратный рост абонентской базы в 2011 г.), количество активных абонентов mVoIP в мире и доходы в этом сегменте в абсолютных показателях пока не впечатляют. В 2011 г. в мире насчитывалось всего 91 млн активных пользователей mVoIP (в 2010 г. – 47 млн) по сравнению с 5,6 млрд мобильных абонентов по всему миру. Таким образом, проникновение мобильной IP-телефонии в мире по итогам 2011 г.  можно оценить на уровне 1,6% от количества пользователей мобильной связи. Однако благодаря высоким фактическим и ожидаемым темпам роста этот показатель должен существенно увеличиться. По прогнозам Infonetics Research, к 2015 г. количество пользователей mVoIP увеличится почти до 410 млн, т.е. вырастет по сравнению с 2011 г. в 4,5 раза (Рис. 2). 

Рис. 2. Количество абонентов мобильной IP-телефонии, 2010-2015

Количество абонентов мобильной IP-телефонии, 2010-2015 

Источник: Infonetics Research, 2012

Портрет российского пользователя VoIP

Как показал опрос пользователей мобильной связи, проведенный компанией SMARTEST[3] по заказу J’son & Partners Consulting в городах-миллионниках в августе 2012 г., две трети респондентов имеют опыт звонков через Интернет или использования карточки IP-телефонии (Рис. 3). Это указывает на относительно высокую степень проникновения VoIP в крупных городах. Основные причины, по которым опрошенные не используют IP-телефонию, связаны с отсутствием необходимости в данных сервисах и с непониманием того, как ими воспользоваться.

Рис 3. Вы звонили когда-нибудь через Интернет или с использованием телефонной карточки IP-телефонии?

Вы звонили когда-нибудь через Интернет или с использованием телефонной карточки IP-телефонии? 

Источники: J’son & Partners Consulting, SMARTEST, август 2012 г.

Наиболее популярным приложением для интернет-телефонии является Skype, который лидирует с большим отрывом. Далее по распространенности следуют звонки через почтовый сервис Mail.ru и социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте»), QIP, «Мультифон», SIPNET, Google Talk, «Зебра Телеком» и Betamax.

Объем рынка в России и прогнозы

По оценке J’son & Partners Consulting, по итогам 2011 г. в России насчитывалось 22 млн пользователей IP-телефонии, включая пользователей P2P-телефонии типа Skype, что соответствует проникновению более 14%. По прогнозам, в 2012 г. эти показатели вырастут до 27 млн и 17,3%, а к концу 2015 г. – до 37 млн и 23,5%, соответственно (Рис. 4). Основными драйверами роста рынка VoIP в России будут оставаться дальнейшее развитие рынка широкополосного доступа (включая мобильный широкополосный доступ, в том числе по технологии LTE), увеличение активности российских и международных провайдеров IP-телефонии при сохранении высоких тарифов на междугороднюю связь.

Рис. 4. Количество пользователей VoIP и уровень проникновения, 2006-2015

Количество пользователей VoIP и уровень проникновения, 2006-2015 

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012

Трафик голосовой информации в сети передачи данных (IP-телефонии) в России в 1 кв. 2012 г. вырос на 28% по сравнению с 1 кварталом 2011 г., а в целом за 2011 г. этот показатель вырос в 4 раза и составил 3,7 млрд мин. В денежном выражении объем рынка операторских услуг IP-телефонии (без учета Skype и других подобных проектов) в России в 4 кв. 2011 г. превысил отметку 900 млн руб. (около $30 млн). Уровень развития операторских услуг IP-телефонии в России по сравнению со странами-лидерами можно охарактеризовать как низкий; в основном, в стране активно развиваются VoIP-проекты относительно небольших альтернативных операторов.

С другой стороны, достаточно быстро развиваются услуги корпоративной IP-телефонии, включая услуги виртуальных АТС (IP-Centrex), которые принесли провайдерам в 2011 г., по оценкам J’son & Partners Consulting, 1,0-1,5 млрд руб. В целом, рынок операторской IP-телефонии в России по итогам 2011 г. составил 4-4,5 млрд руб., причем основная доля рынка пришлась именно на корпоративный сегмент (Рис. 5).

Рис. 5. Структура рынка операторской IP-телефонии в России, 2011

Структура рынка операторской IP-телефонии в России, 2011 

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012 

Согласно базовому прогнозу J’son & Partners Consulting, к концу 2014 г. годовой объем российского рынка IP-телефонии в частном и корпоративном сегментах удвоится по сравнению с 2012 г. и достигнет в базовом сценарии 8,4-10 млрд руб.

Российский рынок корпоративной телефонии и услуги «Виртуальная АТС» (IP-Centrex)

В корпоративном сегменте основную долю по объему доходов (более половины) занимают услуги междугородней и международной связи в IP-сетях, на услуги виртуальных АТС (IP-Centrex) пришлось 45% рынка (Рис. 6).

На московском рынке услуг виртуальных АТС лидирует компания «Манго Телеком». Более 90% российского рынка виртуальных АТС в 2011 г. было сосредоточено в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге.

Рис. 6. Структура рынка IP-телефонии в корпоративном сегменте России, 2011

 Структура рынка IP-телефонии в корпоративном сегменте России, 2011

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012

Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2016 года объем рынка IP-Centrex увеличится до 3,8 млрд руб., а среднегодовой темп роста рынка за период с 2010 по 2016 год составит 30%. Рост рынка виртуальных АТС будет происходить на фоне снижения рынка фиксированной телефонии в сегменте B2B. Снижение доходов в этом сегменте на протяжении рассматриваемого периода, согласно оценкам J’son & Partners Consulting, будет происходить со среднегодовым темпом около 2% (Рис. 7).

Рис. 7. Динамика рынка фиксированной телефонии и рынка услуги IP-Centrex, млрд рублей, 2010-2016 гг.

 Динамика рынка фиксированной телефонии и рынка услуги IP-Centrex, млрд рублей, 2010-2016 гг.

Источник: J’son & Partners Consulting

Среднегодовой показатель ARPU на компанию-потребителя услуги IP-Centrex за период с 2010 по 2012 год покажет значительный (более 50%) рост: с 19,4 тыс. руб. до 29,3 тыс. руб. При этом аналогичный показатель услуг фиксированной телефонии за тот же период снизится на 24%: с 57,5 тыс. руб. до 43,8 тыс. руб. (Рис. 8).

Рис. 8. Динамика среднегодового ARPU на компанию для услуги фиксированной телефонии и IP-Centrex, тыс. руб., 2010-2012

 

Источник: J’son & Partners Consulting

Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, указанные выше тенденции сохранятся и на период с 2012 по 2016 год. При этом снижение среднегодового показателя ARPU фиксированной телефонии будет происходить на указанном временном интервале со среднегодовым темпом порядка 8%, а ARPU услуги IP-Centrex в 2015 г. превысит аналогичный показатель в сегменте фиксированной телефонии (Рис. 9).

Рис. 9. Динамика среднегодового ARPU на компанию для услуги фиксированной телефонии и IP-Centrex, тысяч рублей, 2012-2016

Динамика среднегодового ARPU на компанию для услуги фиксированной телефонии и IP-Centrex, тысяч рублей, 2012-2016

Источник: J’son & Partners Consulting

Компаниями-потребителями услуги IP-Centrex являются около 37 тысяч компаний среднего и малого бизнеса и около 10 тысяч компаний крупного бизнеса.

Согласно результатам исследования, проведенного J’son & Partners Consulting, среди компаний малого и среднего бизнеса на услуги IP-Centrex наибольший спрос зафиксирован у компаний, занимающихся ритейлом/продажами, компаний сектора телеком & IT и промышленных компаний. Суммарный объем рынка услуг для компаний данных секторов составляет 45% от общего рынка услуг IP-Centrex для компаний малого и среднего бизнеса.

Среди компаний крупного бизнеса услуга IP-Centrex наиболее востребована среди компаний государственного сектора, компаний сектора телеком & IT и промышленных компаний. Суммарный объем рынка услуг для компаний данных секторов составляет порядка 50% от общего рынка услуг IP-Centrex для компаний малого и среднего бизнеса.

 


[1] IP-телефония операторского класса – это сервис IP-телефонии, который предоставляют операторы связи (как правило, в пакете с услугой широкополосного доступа, телевидением и пр.) в отличие от VoIP-сервисов сторонних компаний (OTT, Over-the-Top) типа Skype, Google и пр., которые используют инфраструктуру провайдеров мобильного и фиксированного ШПД. 

[2] Мобильная IP-телефония (mVoIP) – это VoIP-сервис, который предоставляется на мобильном устройстве (смартфон, планшетный ПК и пр.) с использованием беспроводных каналов связи – 3G, LTE, Wi-Fi и пр. 

[3] SMARTEST - оператор мобильных опросов и исследований в России и СНГ, оказывающий услуги по проведению мобильных и онлайн-опросов в 22 странах мира. Компания использует самую современную платформу проведения мобильных опросов OnDevice (UK), что позволяет предоставлять качественные данные в самые сжатые сроки.

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: телефония, ip телевидение

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

25.11.2021 Библиотечное настоящее: есть ли место технологиям

18.11.2021 Приручить беспилотники

11.11.2021 AI Journey: ИИ и немного этики

10.11.2021 Блокчейн позволит сэкономить 10 миллиардов долларов на трансграничных платежах

25.10.2021 Документооборот на пути цифровой трансформации

20.10.2021 Спасительный лайфхак для классического ретейла

14.10.2021 Schneider Electric намерен ускорить декарбонизацию

12.10.2021 Mail.ru натянул VK на глобус

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода